USD 53,32 ₽
EUR 55,96 ₽

До ЦБ дозвонились. Регулятор предложил возвращать деньги жертвам телефонных мошенников.

6 декабря 2021

Банк России предлагает свою версию борьбы с телефонными мошенниками и предлагает ряд нововведений. Например, хочет внедрить возврат денежных средств жертвам злоумышленников в упрощенном порядке. Одновременно с ЦБ побороть «звонарей» отменой тайны связи предлагает и Минэкономразвития. С подробностями Игорь Прусаков.

Для борьбы с телефонными мошенниками Центробанк предлагает изменить федеральный закон о национальной платежной системе (НПС). Регулятор уже разослал банковскому сообществу для ознакомления соответствующие материалы.

ЦБ планирует ввести упрощённый порядок возврата денег, по которому клиент должен уведомить свой банк о мошенничестве не позднее следующего дня после того, как получит сообщение об операции от банка. В таком случае кредитная организация должна вернуть клиенту сумму, размер которой пока не ясен.

Планируется, что ЦБ рассчитает её «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90% всех случаев социальной инженерии». Группа «Тинькофф» приводила данные, что в 2020 году мошенники крали у россиян в среднем около 14 тысяч рублей за один раз.

Рассчитанное регулятором количество денег должны будут возмещать все российские банки без исключения. Однако структуры с низким уровнем защиты от хищений (антифрода) обяжут вернуть все похищенные средства. Сейчас по закону банки возвращают средства только в случаях, если они похищены не по вине клиента.

Низким уровнем антифрода будут считаться случаи, когда система банка не выявила транзакции, проведенные без согласия клиента, несмотря на получение необходимой информации о них от ЦБ.

Ещё одно предложение регулятора: продлить сроки списания средств по операциям, которые банки сочтут подозрительными. За два дня, считает ЦБ, жертва может осознать ситуацию и отменить перевод. При этом обязанность проверять транзакции на признаки мошенничества, ЦБ намерен возложить и на банк получатель средств.

Если в базе данных ЦБ обнаружится информация о случаях переводов денег на счёт без согласия клиентов, возможно, банки смогут останавливать на пять рабочих дней все расходы по аккаунту получателя. Такую задержку в ЦБ объясняют необходимостью возбуждения уголовных дел и получения постановления суда для окончательной блокировки операции.

Законопроект прошёл только первый этап обсуждений в сообществе, по их итогам подготовят новую редакцию. Между тем, эксперты отмечают слабые стороны планируемых изменений. Не исключаются случаи злоупотребления со стороны недобросовестных клиентов, которые будут оспаривать совершённые операции и требовать возмещения. К тому же выплаты пострадавшим не прекратят действий злоумышленников.

Банки уже сейчас могут приостанавливать расходные операции на срок до пяти рабочих дней, если клиент сообщает о мошеннической операции. Возможно, этого времени мало, чтобы потерпевший успел обратиться в правоохранительные органы и срок нужно продлевать.

Кроме того, проект изменений не описывает, кто и каким образом будет определять уровень «антифрода» банка и его критерии. В итоге кредитные организации могут столкнуться с ошибочными блокировками и получить огромное количество жалоб и обращений.

Особое внимание специалисты предлагают уделить зарубежным переводам, ведь на иностранные банки ЦБ повлиять не может. Недавно наш портал рассказывал, что по данным Сбербанка основная часть звонков мошенников на телефоны россиян поступает из-за границы. Для этого злоумышленники используют подменные номера.

Неизвестно также, координирует ли свои действия ЦБ с Минэкономразвития. Там, напомним, одновременно продвигают другой способ борьбы с телефонным мошенничеством. Министерство предлагает отменить тайну связи и предоставить оператору возможность передать данные о звонках, платежах и трафике третьей стороне. Соответствующие поправки в закон «О связи» опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов. 

Чиновники считают, что снятие тайны связи окажется полезным как частным клиентам, так и бизнесу. Например, банк клиента сможет узнать, в каком регионе находится абонент и не пропустить операцию по снятию наличности, если она происходит в другой местности. А туристические сервисы смогут отправлять путешественникам информацию о достопримечательностях, экскурсиях и других событиях рядом с ними.

Однако экспертов насторожило не соответствие законопроекта Минэкономразвития и пояснений к нему. Если в пояснительной записке ведомство рассказало о возможности предоставлять данные третьим лицам с согласия абонентов, то в тексте проекта закон «наделяет правительство правом в одностороннем порядке определять правила доступа третьих лиц к информации как о биллинге, так и о самом абоненте».

Ситуацию с телефонным мошенничеством в России называл национальным бедствием зампред Сбера Станислав Кузнецов летом 2021. По его информации каждый 10-й звонок любому российскому абоненту поступал от преступника, а всего в день злоумышленники совершали около 100 тысяч звонков.

Только за третий квартал этого года с помощью приёмов социальной инженерии у банковских клиентов похитили более 3 млрд. рублей, при этом банки вернули жертвам не более 8% из этих похищенных средств (менее 250 млн. рублей).

В октябре 2021 Станислав Кузнецов рассказывал, что злоумышленники стали звонить клиентам Сбербанка почти в два реже. Это не значит, что преступный бизнес стал терять популярность, просто «звонари» переключились на клиентов других кредитных организаций, которым, наоборот, стали звонить чаще на 70-80%.

 

Игорь Прусаков

Популярные