Последнее десятилетие в стране активно развивается эногастрономический или, как его ещё называют, «винный» туризм. Что это такое, чем такой способ отдыха привлекает путешественников? Каковы перспективы и проблемы отрасли? Рассказываем в материале konkir.ru.
Эногастрономический туризм это возможность попробовать сочетание особых продуктов, блюд и напитков, которые встречаются только в редких городах и регионах. Особенно интересно для путешественников погрузиться в новую культуру, оказавшись непосредственно там, где произрастают и изготавливаются продукты и вино. Согласитесь, если просто закупить и привезти домой крымские вина и сыры, таких эмоций, которые можно испытать на дегустации в маленькой местной винодельне или на берегу моря с видом на виноградники – не будет.
«Свежий морской воздух, бескрайние просторы зелёных виноградников, мягкий розовый закат и вкус прохладного рислинга. Вы сидите на веранде ресторана средиземноморской кухни, учтивый официант подает вам нарезку из сыров и мясных деликатесов, - рассказывает владелица сети винных бутиков и краснодарского ресторана «Винодёр» Александра Фоменко, - вы делаете глоток вина, дегустируете сыр и счастью вашему нет предела. К вам подходит винный гид и начинается путешествие по виноградникам и производственному цеху. Думаете это возможно лишь в туристической поездке по винодельням Европы? Совершенно точно нет! Эногастрономический туризм в России развивается с бешеной скоростью и всё больше и больше туристов со всей страны выбирают именно этот вид туризма особенно летом».
Эногастрономический тур подразумевает путешествие с особым вниманием к местной кухне и виноделию. Туристы открывают для себя новые вкусы, изучают историю, культуру и ценности региона через уникальные кулинарные традиции. В программу приключения иногда включают встречи с создателями продукции, что позволяет услышать об особенностях производства и пути создания продуктов непосредственно от первых лиц.
По словам основательницы ресторанной группы Bazar Family Евгении Качаловой, такой вид туризма для России относительно новый, но ежегодно набирающий популярность: «Поездки направлены на получение нового гастрономического и «винного» опыта: знакомство с винодельнями, их философией, процессом производства вин разных регионов и их историей, дегустация и открытие для себя новых сочетаний и вкусов. А ещё, безусловно, это новые впечатления и знакомства с единомышленниками. Вино – это всегда про эмоции и атмосферу праздника».
Туристы, отправляющиеся в «винный» тур, как правило люди, которые уже знают российские вина и желающие более глубоко узнать о них, а не просто продегустировать. Такие люди хотят лично пообщаться с виноделом, посмотреть процесс производства и виноградник.
«Личное общение с людьми, которые создали напиток - непередаваемое ощущение,- поясняет основательница проекта «Винная экспедиция» Юлия Зырина, - мы показываем людям ценность вина, это очень сложный и трудоёмкий процесс, в который винодел вкладывает много труда и средств. Участники тура своими глазами могут оценить масштаб и на практике понять, что влияет на цену вина. Как правило на винодельнях всегда есть опытные образцы, экспериментальные или редкие вина, которые можно попробовать только там. Основная составляющая эногастрономического тура – это винодельческие хозяйства и точки локальной кухни. Мы делаем тематические туры, например «Семейное виноделие Кубани», «Промышленное виноделие», «Вулканический терруар», создавая общую идею и концепцию поездки. Программу обязательно «разбавляем» местными достопримечательностями, включаем сопровождение опытного винного гида».
За последние 10 лет отечественные виноделы добились выдающихся успехов и в стране, фактически, появилась ранее отсутствующая отрасль. Но большинство россиян всё ещё мало знают не только об отечественных винах, но и о самой возможности отправиться в эногастрономический тур. Так какие регионы предлагают самые интересные программы в этом направлении?
«Краснодарский край и Крымский полуостров. Здесь огромное количество виноделен, нацеленных на туристов, - рекомендует генеральный директор питомника виноградных саженцев «Альма Витис» Дарья Тхор, - в таких местах можно побывать на экскурсиях, посетить дегустацию, приобрести понравившийся напиток и попробовать местные блюда. А для тех, кто любит провести время на природе — приглашают на экскурсии в лавандовые поля. Также обратите внимание на Ставропольский край, который стремительно развивается в данном направлении».
Спрос на внутрироссийский «винный» туризм настолько высок, что в наиболее популярные локации необходимо планировать визит заранее, предупреждает основательница проекта «Винная экспедиция» Юлия Зырина: «Я бы выделила четыре основных региона. Краснодарский край – самый крупный, с наиболее развитой эногастрономической инфраструктурой. Потрясающая архитектура виноделен, гостиницы и рестораны на виноградниках позволяют насладиться путешествием в полной мере. Крым – активно развивается, много семейных виноделен. Долина Дона в Ростовской области – зона автохтонов (аборигенных сортов), полное погружение в отечественное виноделие. Ставрополье – небольшие семейные винодельни, которые возрождают исторические виноградники. За счёт необычности почв (зона лакколитов) и минеральных источников получаются очень интересные вина. Удобная дорога, работает аэропорт».
За последние несколько лет эногастрономический туризм в России вышел на качественно новый уровень. Дальнейшее развитие направления только в Крыму и Краснодарском крае увеличит оборот отечественной туриндустрии более чем на 3 миллиарда рублей ежегодно, приводили цифры участники рынка на прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ).
«На мой взгляд, Краснодарский край и Крым действительно являются главными туристическими направлениями, так как большинство финансовых вливаний: частных инвестиций и государственных дотаций традиционно идёт в эти два региона, - считает владелица сети винных бутиков и краснодарского ресторана «Винодёр» Александра Фоменко, - заметно были обделены вниманием Ростовская область, Дагестан, но в последний год винные туры стали возить и туда. Туристический поток явно увеличился, так как эти регионы, на мой взгляд, не менее интересны и аутентичны, если речь идёт о гастрономии и вине».
Однако эксперты предупреждают, что эногастрономический тур отнюдь не дешёвое удовольствие.
«Винный гастрономический тур на юг России, в Краснодарский край или Крым, является отдыхом премиум формата на несколько дней: с гидами, бутик-отелями, дегустацией изысканных вин, занявших престижные места на международных конкурсах,- рассказывает основатель УК «HotConsulting» Роман Сабиржанов, - например, ресторатор Новиков предлагает винные приключения в Новороссийске за 135 тысяч рублей, центр винного туризма Simple Travel организовывает винные путешествия в Волгоград от 64 тысяч за человека, а компания Travel wine отправляет туристов в винные туры по Краснодарскому краю от 32 тысяч. Для сравнения: дегустационные туры на крупных заводах идут в относительно низком чеке (в Абрау-Дюрсо путешествие с дегустацией начинается от 1100 руб., в Массандре – от 800 руб.)».
Ещё одно слабое место отечественного эногастрономического туризма – логистика. В настоящее время продолжительность и стоимость тура увеличивается из-за отсутствия прямого авиасообщения по причине проведения СВО. Чаще всего винодельни и виноградники расположены далеко от города, и туристы вынуждены добираться до них своим ходом. А если ты водитель, с дегустацией алкогольных напитков, разумеется, возникают проблемы.
«Развить винную инфраструктуру можно теми же способами, как это делают в Европе, в которой винодельни соединены пешеходными, пешими дорожками, таким образом между винодельнями можно путешествовать на велосипеде,- даёт совет основатель УК HotConsulting Роман Сабиржанов, - в России пока такого нет и турист не может от одной винодельни до другой дойти пешком или доехать, совместив полезный отдых с проходом через винные поля, через леса, по набережным, посмотрев разные винодельни, таким образом погрузившись в сельскую винную культуру. В нашей стране, даже в регионах, в которых винный туризм продолжает динамично развиваться, инфраструктурная проблема до сих пор есть. Вторая проблема заключается в недостаточном количестве классных бутик-отелей, хотя их становится больше. Например, Абрау-Дюрсо сделал потрясающую площадку: там и посещение виноградника, и винные дегустационные залы, и спа-комплекс, и отель, и даже производство собственной косметики на основе масла виноградной косточки, которая становится активно развивающимся брендом. И это отличный пример, который должен вдохновлять!»
Стимулирующие отрасль меры участники отрасли обсуждали недавно на ПМЭФ-2023. Кроме строительства гостиничной и логистической инфраструктуры упоминалось и о необходимости подготовки специалистов. Программа обучения в сфере эногастраномических путешествий, вероятно, должна состоять из отраслевого и регионального треков с аттестацией гидов и экскурсоводов.
«Для стимулирования данного направления, в первую очередь нужно повышать интерес россиян к внутреннему туризму. Не все знают, что у нас много винодельческих хозяйств, в которых есть что посмотреть и попробовать,- размышляет гендиректор питомника виноградных саженцев «Альма Витис» Дарья Тхор, - также обратите внимание на школу экскурсоводов в Симферополе. В ней есть направление «Эногастрономические и винные туры», обучение на котором повышает компетенции экскурсоводов».
«Винный» туризм в России на подъёме. В его развитии заинтересовано государство и крупные компании, которые готовы вкладывать в отрасль значительные средства.
Например, инвестиции в проект туристического кластера «Wow! Abrau!» в Краснодарском крае, который создают «Туризм РФ» совместно с ГК «Абрау-Дюрсо» оцениваются в 23 млрд рублей. В ходе строительства кластера предполагается освоить площадь размером почти 40 Га и создать 2500 рабочих мест.
Накануне президент Владимир Путин поддержал идею Минэкономразвития о налоговом вычете для российских виноделов в период с 2024 по 2026 год: «Речь идет о том, чтобы сохранить на период 2024–2026 годов повышенный коэффициент для применения вычета и суммы акциза, если виноград используется для производства соответствующих напитков по технологии полного цикла», — цитирует главу государства ТАСС.
«Да, отрасль шагает семимильными шагами, Россия производит отличные вина, виноделы строят красивые шато, а винзаводы создают туристические кластеры вокруг своего производства, но вопрос качества сервиса и соотношения цены и качества такого отдыха в России остается спорным,- подводит итог владелица сети винных бутиков и краснодарского ресторана «Винодёр» Александра Фоменко, - часто номер в таком отеле при винодельне стоит за сутки больше 10 тысяч рублей, а до винодельни ещё и добраться нужно. Потратив столько сил и денег на то, чтобы добраться на уютные виноградники, нередко получаешь некомпетентный сервис, невкусную еду или потрёпанный номер в отеле. Конечно, с каждым годом ситуация улучшается, но, на мой взгляд, есть моменты, над которыми ещё стоит поработать».
Если крупные винодельни развиваются активно, то небольшие семейные предприятия просто не имеют средств на развитие. Господдержка, направленная на создание инфраструктуры для хозяйств, имеющих статус крестьянско-фермермерских, отсутствует.
Для процветания небольших виноделен всё ещё не хватает ресторанов, отелей и прочих объектов гостеприимства, чтобы люди могли не ограничиваться «эногастрономическими» поездками выходного дня. Нужны новые интересные маршруты, события и полноценная стратегия позиционирования и развития направления в целом. Всё это требует общения и обсуждений экспертов и участников рынка, частных инвестиций, государственной поддержки, а главное – времени.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com