USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Стоит ли ждать снижения цен на топливо?

24 мая 2018

Негативные эмоции переполняют автомобилистов. Цены на бензин снова выросли. Не поспевают за ними ни зарплаты, ни инфляция. Контрольно-надзорный ведомства завалены обращениями граждан, которые требуют внятного ответа, почему  цены растут столь пугающими темпами и когда это прекратится?
Уже пять лет новости о постоянно дорожающем топливе не сходят с первых полос СМИ. По данным Росстата,  начиная с декабря 2013 г., рост розничных цен  на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,43%, Аи-95 – 26,82%, дизельное топливо – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.

За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствовал  уровню инфляции. Ситуация 2018 года более сложная. Российский топливный союз ситуацию называет беспрецедентной. За период с 31 декабря 2017 года  по 14 мая 2018 года цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 на 3,4%, на дизельное топливо летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%. Цены на топливо, в том числе и дизельное,  в опте превысили розничные цены. 
Вряд ли это сильно  утешит автомобилистов, но по данным того же Росстата, цены на топливо на внутреннем рынке  ниже, чем на сопоставимых зарубежных рынках:  на автомобильный бензин - на 10,2%, на дизельное топливо (летнее) -  на 9,7%, на авиационный керосин  - на 8,6%.  Способствует сему биржевая торговля.

Кто виноват и что делать?

Основными причинами роста цен на топливо эксперты называют  фискальную политику государства, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и рост мировых цен на нефть на фоне  напряженной геополитической обстановки. Чем выше рублевая цена на "черное золото", тем дороже бензин .Кроме того, большое влияние оказывают налоги нефтяников  – их составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

В правительстве, наконец,  решили вмешаться в ситуацию. Новый, если его можно так назвать, Кабинет министров,  вознамерился снизить  акцизы с 1 июля, хотя еще совсем недавно, напротив, собирался их поднимать.  Как следует из анализа рынка нефтепродуктов, с 2015 года по 2018 год рост акцизов на автомобильный бензин составил 102,77%, дизельное топливо – 122,17%.
Итак, правительство поручило Минфину подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. По замыслу,  до 1 июля 2018 года акцизы должны уменьшиться на дизель — на две тысячи рублей за тонну, на бензин — на три тысячи рублей.
В то же время, ФАС России предлагала  снизить акцизы на бензин в диапазоне от минимального значения в 3000 рублей за тонну до оптимального значения в 5000 руб/ т.; на дизельное топливо  - в диапазоне от 2000 руб/т до 4000 руб/т.  Также регулятор предлагает  ввести гибкую шкалу акциза.

Впрочем, эксперты  сходятся во мнении, что данная мера  позволит лишь ограничить рост цен. Об их  снижении на розничном рынке говорить пока не приходится.  Для того чтобы потребители увидели на табло заправок приемлемые цифры, оптовые цены, которые давно превысили розничные,  нужно снижать как минимум на десять процентов.  Пока же, если акцизы подешевеют  на сколько предлагает правительство, и  оптовая стоимость за литр уменьшится  на 2,2 рубля, отпускная цена упадет не более, чем на рубль. В общем, пока национальная валюта не окрепнет до значения, сопоставимого при нынешних нефтяных котировках, серьезного падения цены бензина ждать не приходится.

 

Меры по недопущению  негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов принимает и  ФАС России. В адрес крупных нефтяных компаний уже в феврале направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей. Территориальным органам поручено усилить контроль на рынках нефтепродуктов в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства.
В  апреле 2018 года  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РУАНТ», ООО «Консонанс», ООО «Фирма ТЭС», ООО «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов в  Крыму по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Кроме того, ФАС России разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных  в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru. А уже начиная с 21 мая 2018 года  на Санкт-Петербургской  Международной Товарно-сырьевой  Бирже (СПбМТСБ)  не регистрируется заявки при отклонении цены этой заявки  от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения. 

 

Саша Колесникова

Популярные