Спрос на путешествия в Арктические регионы страны растёт ежегодно. Всё больше туристов отправляются на север в поисках нестандартного времяпрепровождения. Что мешает развитию арктического направления и какие меры предпринимают власти и бизнес, чтобы подстегнуть интерес путешественников к этим территориям? Рассказываем в материале на портале – konkir.ru
В последние годы российская Арктика стала интереснейшим направлением, привлекающим внимание как отечественных, так и иностранных путешественников. В Арктику едут искушённые искатели новых впечатлений или туристы премиального сегмента, которые готовы платить высокую цену за северную экзотику. Арктика – это не только активный отдых, но и познавательный, экологический и рекреационный.
Эксперты сходятся во мнении, что туристический потенциал арктических регионов огромен и раскрыт лишь на малую часть. Повышенный интерес к этому направлению за последние годы вызван внешними туристическими ограничениями для россиян и стремительным развитием местной инфраструктуры и популяризацией Арктики.
Туристический поток в июне 2023 года лишь в одной Архангельской области, по сравнению с июнем 2022 года увеличился на 53% (данные Росстата). Большая часть едущих в Арктику путешественников – жители больших российских городов, почти половина из которых петербуржцы и москвичи. С 2020 года наблюдается существенный прирост прибывающих на личных автомобилях.
«Здесь можно увидеть айсберги размером с высотный дом, полярное сияние, неукротимый океан, миграцию китов и общительных пингвинов. За последние несколько лет наблюдается положительная динамика посещаемости: порядка 80% путешественников отправляется в антарктические и арктические экспедиционные круизы повторно.- говорит управляющий партнёр и основатель агентства авторских путешествий и мероприятий «Премьер Туризм» Камила Велибекова. - Основу туристской привлекательности Арктики составляют её географическое положение, уникальная экосистема и климатические особенности. Особой привлекательностью обладает сам Северный полюс. Посещение полярного края позволяет увидеть величественные ледовые горы и айсберги, которые образуются от обломков льда. Российские туристы активно участвуют в захватывающих экспедициях, в которых исследуют отдаленные острова, бухты и ледовые поля вместе с опытными гидами. Эти и другие уникальные аттракции Арктики делают её центром притяжения. Помимо самой Арктики интерес среди туристов вызывают субарктические регионы, такие как: Южная Георгия и Фолклендские острова».
«В первую очередь это природа – северное сияние, полярный день, заповедники, озёра. Также Мурманская область предлагает возможности для занятий активными видами спорта – лыжи, сноуборды, sup-борды, виндсерфинг, зимняя рыбалка и многое другое,- перечисляет преимущества путешествий в Арктику руководитель направления «Туризм» агентства развития Мончегорска Дарья Яркова. - Активно развивается гастротуризм – с 2018 года в Мурманской области популяризируется арктическая кухня. В регионе проходит много фестивалей, самые крупные из которых – «Териберка» и «Imandra Viking Fest».
Рост спроса на Арктику фиксируют практически все участники туристического рынка. Руководитель команды по развитию ассортимента экскурсий сервиса Tripster Оксана Бондарь называет одной из самых популярных точек в Арктике населённый пункт Териберка: «Популярность этот посёлок приобрёл после фильма Андрея Звягинцева (в Териберке снимали «Левиафан» - ред.). Но есть и другие весомые причины отправиться в Арктику: северное сияние, гастрономия, северная природа. А ещё киты! Спрос, скорее всего, продолжит расти, так как туризм в регионе активно развивается. У Tripster постоянно появляются новые программы в регионе, а их мы формируем исходя из спроса, который не снижается».
Иностранцы часто заказывают vip-туры на Землю Франца-Иосифа. А одно из самых дорогих направлений в регионе — ледокольные круизы к Северному Полюсу.
По данным сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ за прошедшие месяцы 2023 года спрос на туристические направления в арктической зоне России уже вырос на 3.5%. Самые востребованные у путешественников направления: Мурманск (10% арктических броней), Кировск (5%) и Архангельск (3%), рассказал основатель и гендиректор ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин: «Пандемия и закрытие многих возможностей для зарубежных поездок привело к тому, что стало сложнее путешествовать по Норвегии и Финляндии, а Русская Арктика остаётся доступной. Здесь привлекает красота пейзажей, северное сияние, исторические и природные памятники, культура коренных народов, местная кулинария, относительная безлюдность и «ненаезженность». Прекрасный пример развития арктического курорта «из ничего» - всем (а когда-то мало кому) известная Териберка, место, которое сейчас находится в ТОП-20 востребованных арктических направлений».
Впрочем, путешествие по Арктическим регионам удовольствие не из дешёвых и сегодня его могут позволить состоятельные туристы. Да и не все, кому позволяет бюджет, решатся поехать – отталкивает сложная логистика и ограниченная инфраструктура. При этом, по словам основателя и гендиректора сервиса ТВИЛ.РУ Алексея Черепахина, в сезон почти все места размещений в Арктике забронированы компаниями-туроператорами: «Ночь пребывания в Териберке в среднем стоит 5832 рублей. В этом и есть одна из основных причин неполной востребованности Арктики – дороговизна проживания и дороговизна билетов. Так, например, Архангельская область интересна Соловецким архипелагом, но сегодня добраться сюда можно только по воде от Кеми, либо по воздуху из Архангельска – а это стоит немалых денег, так как субсидируемые билеты на регулярные рейсы в Соловецкий аэропорт предназначены в первую очередь для людей с местной регистрацией».
«Если говорить, к примеру, о Мурманской области, то её ключевое преимущество в транспортной доступности от Москвы и Санкт-Петербурга. Для того, чтобы оказаться в Заполярье, достаточно потратить на дорогу всего несколько часов. Что же касается Соловецкого архипелага, сюда туристам добраться будет гораздо сложнее. Необходимо плыть на катере через Карелию, либо лететь самолётом из Архангельска, а цена такого перелёта обойдется довольно дорого. Для среднестатистического путешественника круизы в Арктику достигают трёх миллионов рублей на человека, что могут себе позволить далеко не все,- подтверждает мысль предыдущего спикера управляющий партнёр и основатель агентства авторских путешествий и мероприятий «Премьер Туризм» Камила Велибекова. - Чтобы развивать полярный туризм, необходимо, на мой взгляд, внедрять государственные программы. Малый и средний бизнес без участия государства не сможет в одиночку решить такую задачу. Кроме того, нужно разрабатывать доступные туристические программы, как это уже сделано, к примеру, на Алтае».
Спрос на арктический туризм оказывает влияние на развитие инфраструктуры для комфортного пребывания. Местные власти и бизнес строят места размещений (глемпинги, отели, гостиницы), общепита, улучшают логистику, а также обустраивают смотровые зоны и зоны отдыха.
«В Архангельской области реализуется около 300 туристических программ и маршрутов,- говорит генеральный директор «Агентства регионального развития Архангельской области» Максим Заборский. – У нас есть два национальных парка: Кенозерский национальный парк и «Русская Арктика». <…> Туристы могут познакомиться с мезенской росписью и холмогорским косторезным промыслом. Также стал развиваться событийный туризм. Визитной карточкой стал фестиваль «Белый июнь». Это обширный мультикультурный проект, который включает в себя уже около десяти направлений: цифровое развитие, традиционную культуру, музыку, театр и литературу. Недавно у нас прошло мероприятие «День инвестора «Открытый север», где обсуждалась тема инвестиций в сферу туризма. Муниципалитеты рассказали о перспективных направлениях инвестирования. Например, регион даёт возможности для строительства: есть много свободных земельных участков, которые подойдут под различные виды бизнеса (гостиницы, отели, спа-комплексы). <…> Строится дорога Архангельск-Онега, которая свяжет три региона — Поморье, Карелию и Мурманскую область. Проходят работы по строительству федеральной трассы А-215 до Санкт-Петербурга. Также проводится реконструкция взлётно-посадочной полосы в международном аэропорту Архангельска».
По словам руководителя направления «Туризм» агентства развития Мончегорска Дарьи Ярковой, особое внимание уделяется повышению качества услуг: «В прошлом году в Мурманской области 900 млн. рублей было привлечено в создание туристической инфраструктуры. Это и деньги из государственного бюджета, и деньги от бизнеса. Важно, чтобы во всех этих местах был качественный сервис. Необходима совместная работа бизнеса и государства. Для этого Комитет по туризму Мурманской области проводит ряд обучающих мероприятий, которые направлены на повышение качества сервиса, АНО «Агентство развития Мончегорска» проводит такие мероприятия».
Для бизнеса регион привлекателен преференциями. Согласно закону «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» для предпринимателей действует ряд послаблений: пониженные страховые взносы для новых рабочих мест, приоритетное получение земли, субсидирование ставок по кредитам и льготное налогообложение. По прогнозам экспертов глобальный интерес к Арктике продолжит расти в ближайшие годы, поэтому местная туристическая отрасль будет стремительно развиваться.
«Арктический туризм может стать одним из ведущих направлений национальной туристической индустрии, при этом обеспечивая сохранение уникальности и первозданности этого региона,- считает руководитель направления «Туризм» агентства развития Мончегорска Дарья Яркова, - У Арктической зоны уже есть много центров притяжения, нет необходимости придумывать, чем заинтересовать туриста, поэтому сейчас необходимо развивать инфраструктуру. Говоря о Мурманской области, к 2030 году планируется увеличить турпоток до 1 млн. гостей в год».
Между тем, несмотря на высокий спрос на посещение, а также проводимую бизнесом и местными властями работу по улучшению инфраструктуры, говорить о массовом туризме в арктических регионах пока не приходится. Причём таковым направлением Арктика не станет даже в ближайшее десятилетие, заключают эксперты и участники рынка.
Игорь Прусаков
Фото: Александра Корнева