Несмотря на западные санкции, российской экономике удалось устоять, констатируют аналитики WSJ. Между тем, Москве стоит опасаться долгосрочного влияния ограничительных мер и дефицита квалифицированных кадров, который уже наблюдается почти на каждом втором промышленном предприятии.
Экономика России «избежала коллапса» и оказалась устойчивой вопреки прогнозам многих западных экспертов, пишет The Wall Street Journal в статье «Запад атаковал российскую экономику. Результат – очередной тупик».
Прогнозы роста российской экономики в 2023 году улучшаются. В частности, Международный валютный фонд ожидает рост ВВП РФ на 1,5%. Быстро «поставить на колени» экономику России с помощью санкций не удалось, что создаёт патовую ситуацию вокруг конфликта в Украине, приходят к выводу авторы статьи Алан Каллисон и Георгий Кантчев (AlanCullisonandGeorgiKantchev).
После первого потрясения российские финансовые рынки перешли к росту. Экономика страны рассредоточилась таким образом, что Кремль может поддерживать боевые действия на истощение, чего надеялись избежать США.
Хотя санкции перекрыли доступ Москве к высокотехнологичному оборудованию, россияне «нашли лазейки» для их получения через соседние страны. Правительство разработало систему преференций, военная промышленность находится на подъёме, а торговля энергоресурсами переориентировалась на азиатские рынки.
Огромные размеры страны не позволили отрезать её от мировой экономики, а попытка сделать это стала «поучительной историей», заявил один из экспертов. В мировых масштабах Россия остаётся основным источником сырья для стран с развитой экономикой, а для развивающихся государств также и важнейшим поставщиком продовольствия и удобрений. Кроме того, навредить Кремлю без сотрудничества с Азией у западных стран не получится.
По мнению авторов WSJв долгосрочной перспективе санкции всё-таки затормозят рост российской экономики, но пока они не разрушили её и даже не остановили способность властей финансировать военную спецоперацию.
Впрочем, большое значение для будущего экономики РФ будут иметь влияние технологических ограничений, инфляция и складывающийся дефицит на рынке труда. На фоне СВО и мобилизации отечественная промышленность испытывает максимальный уровень кадрового голода с 90-х годов, пишет РБК со ссылкой на данные Института экономической политики им. «Гайдара» (ИЭП).
В июле 2023 года на дефицит рабочих пожаловались 42% промышленных предприятий страны, тогда как ещё в апреле на нехватку сотрудников указывали не более 35% респондентов. Кадровый голод появился сразу после объявления мобилизации, когда о нехватке работников заявили 33% предприятий.
Игорь Прусаков