USD 51,16 ₽
EUR 53,86 ₽

"Деньги или поголовье": туристическому сектору нужно определиться, на какие показатели ориентироваться.

16 июня 2022

Туристическому сектору нужно определиться, к какой сфере - экономической или социальной сфере он относится. Непонимание тормозит развитие индустрии. Как работать внутреннему туризму в новых условиях обсудили на Петерургском международном экономическом форуме.

Пандемия коронавируса заставила туристическую отрасль уделить больше внимания внутренниему рынку. Спецоперация в Украине вынуждает ещё больше переориентироваться на туризм в пределах страны. Впрочем, участники тематической сессии ПМЭФ-2022 склонны считать, что проблемы туриндустрии начались ещё во времена СССР.

«Все проблемы, которые у нас накоплены, ведутся ещё от Советского союза, - говорит руководитель центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. - Мы никак не можем определиться в чём экономическое значение туризма в России. Это отрасль экономики? - Тогда мы все цели должны измерять в деньгах. Это социально ориентированная отрасль? - Тогда как образование и здравоохранение надо измерять поголовья и количество инфраструктуры, которое это поголовье обслуживает».

Что превично в туризме: социальная составляющая или экономическая? Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Елена Лысенкова тоже видит проблему отрасли в определении роли: «Всё постсоветское время на уровне государства на туризм смотрели как на социальную отрасль. На уровне малого бизнеса мы превратились в огромную отрасль, состоящую из микропредприятий в части гостиничных предприятий, турагентских компаний, которые пытались снизу выстраивать экономическую часть. Всё-таки туризм, на наш взгляд, это экономическая отрасль, которая может приносить достойный доход».

Последние годы туризм в России стал развиваться значительно активнее. Всё по законам рынка: увеличился спрос – выросло предложение. Причём предложения стали формироваться с учётом различных возможностей клиентов.

«До 2019 года не было такого ассортимента не только пакетов отдыха, но и вообще программ. Их просто не существовало. Мы сейчас видим прогресс в том, что линейка туров стала намного шире и намного интереснее для потребителя, - рассказала руководитель международных проектов Слетать.ру Любовь Воронина. - Будем честными, это всё произошло не только благодаря тому, что мы все такие молодцы. Это произошло в ходе естественных причин, потому что закрылись границы. Во многом это также произошло благодаря программе кэшбэка».

Закрытые границы и другие ограничения повысили интерес россиян к путешествиям по родиной стране. Прежде ориентированные на зарубежный отдых туристы стали предъявлять претензии к качеству туробъектов и сервису в России, что вынудило бизнес меняться и стараться удовлетворить желания отдыхающих. 

Впрочем, стимул к развитию не избавил от проблем. Представители  отрасли жалуются на недостаток финансирования и сложную систему налогообложения. Эти факторы снижают инвестиционную привлекательность сектора и затрудняют развитие малого бизнеса. Руководитель центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян приводит в пример статистику ФНС, из которой следует, что экономическая эффективность гостиничного  бизнеса имеет одни из самых низких показателей: «Федеральная налоговая служба каждый год публикует специальную справку, которая называется «Отдельные финансовые показатели по видам экономической деятельности» и там есть рентабельность активов, рентабельность продаж и фискальная нагрузка. Что мы там видим? Гостиничная отрасль и общепит находятся практически на последнем месте по рентабельности».

Из низкой рентабельности  вытекает вопрос оплаты труда. Средняя зарплата линейного персонала составляет 20-40 тысяч рублей. Низкие зарплаты, в свою очередь, приводят к дефициту квалифицированных кадров.

Недостатки туротрасли хорошо видны в отдалённых регионах: то инфраструктура не доработана, то сервис хромает. Впрочем, корень проблемы – в менеджменте и устарелом подходе в управлении туристическими объектами.

«Регионам хорошо бы задавать готовые типовые модели. <…> Структура управления туризмом в нашей стране, к сожалению, не поменялась. В регионах так и остались не то, что «министерства туризма», а «министерство спорта и туризма» или «министерство культуры и туризма». Компетенции людей там не хватает», - пояснил генеральный директор  ООО «Конструктор путешествий» Алексей Кожевников.


Инвестиционная привлекательность туристических проектов тоже оставляет желать лучшего. По словам заместителя руководителя Ростуризма Елены Лысенковаой, при рассмотрении различных инвестиционных пректов инвесторы часто отдают предпочтение другим секторам. Обнуление НДС для инвестпроектов в сфере туризма на пять лет едва ли сделает отрасль популярнее для вложений. Программы субсидирования тоже подходят не каждому бизнесмену.

«Сделали отлично, но почему 5 лет? Вы видели проекты в туризме, которые окупаются за пять лет? Я думаю, что вряд ли», - считает генеральный директор ООО «Конструктор путешествий» Алексей Кожевников.  – «Есть субсидии - классный инструмент. Отлично, что на часть проектов уже сегодня выстраивается очередь. Но все проекты - от 120 номеров. Поэтому я бы, к сожалению, не смог сказать, что малый бизнес сегодня к этой истории подключен».

«Всех выпускаем, никого не впускаем»

Развитию туротрасли могло бы способствовать изменение визовой политики РФ. Нынешняя затрудняет привлечение туристов из-за рубежа. Привлекательность России повысится, если приезжающим туристам будут доступны долгосрочные визы по типу тех, которые дают страны Шенгенского соглашения.

«Давайте посмотрим на нашу визовую политику. Эта такая система, которая работает по принципу «всех выпускаем, никого не впускаем» <…> У нас Шенгенские страны дают многолетние многократные визы россиянам. Какие визы мы даем гражданам стран Европы? Однократные, краткосрочные», - обозначил проблему руководитель центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян.

Долгосрочные визы вкупе с высокоразвитой инфраструктурой, в том числе,  люкс-сегмента кардинально изменит представления об отдыхе в России. То, что стране не хватает комплексного курорта, который будет отвечать всем потребностям туриста, согласны и представители госструктур и туроператоры.

«Нам не хватает глобального курорта, который мог бы конкурировать на международном уровне. Но нам не хватает не только массового курорта, нам не хватает люкс-сегмента. Наши туристы уже избалованные, они много где были и много, что видели. В России всего до 10 объектов, которые могут удовлетворить их потребности», - отметила руководитель международных проектов Слетать.ру Любовь Воронина.

Решение обозначенных проблем эксперты видят в упрощении системы налогообложения и создании отраслевой налоговой системы, как у IT, сельского хозяйства или лёгкой промышленностии. Пересмотр визовой политики также благоприятно скажется на отрасли.

«Мы прекрасно понимаем, что надо совершенствовать историю электронной визы и рассматривать решения по поводу транзитов», - отметила представитель Ростуризма Елена Лысенкова.

Также по словам представителя туристического ведомства, задача создания современного курорта уже обозначена.  Для этого Ростуризм вместе с региональными управлениями разрабатывает мастер-план развития туристических территорий. Предполагается, что проводимая работа повысит инвестиционную привлекательность отрасли, приведёт к росту  турпотока в низкую сезонность.

Александра Корнева

Фото: Савостьянов Сергей (ТАСС)

Популярные