
Санкции сорвали поставки автомобильных комплектующих в Россию, что стало основанием для очередного антиэкологического постановления правительства. На этот раз власти снизили требования для автопроизводителей по экоклассу. Эксперты считают, что это решение негативно повлияет на экологическую обстановку в городах.
Действующий в России технический регламент Таможенного союза разрешает поставлять на рынок только машины класса «Евро-5» и выше. Однако на прошлой неделе общественности стало известно, что власти планируют временно разрешить выпуск автомобилей всех экологических классов, включая «Евро-0».
Легковые машины, LCV и грузовые с бензиновыми двигателями смогут выпускаться любого экологического класса, лёгкие коммерческие автомобили и грузовики с дизельными двигателями должны быть выше «Евро-1» (класса ниже в этой категории не предусмотрено), газовыми — «Евро-3» и выше.
Для отечественных автоконцернов в конкуренции с производителями из других стран одной из ключевых проблем всегда было именно ограничение по выбросам. Теперь, после приостановки систем управления двигателем Bosch, которые регулируют, в том числе, мощность и уровень выбросов, возникли непреодолимые препятствия.
Послабления коснутся техники, выпущенной крупными отечественными автомобильными предприятиями (с численностью сотрудников более 5 тысяч человек) в период с начала апреля до конца 2022 года. Кроме автомобилей меры затронут производителей полуприцепов, электробусов и компаний под санкциями.
Известно, что, например, «Камаз» уже перешёл к выпуску грузовиков «Евро-2», но до вступления постановления в силу продавать их не может. В целом у российских производителей скопилось около 5 тысяч автомобилей, не проходящих пока по регламенту по ряду признаков.
Не снизят ли послабления экологического класса и общее качество автомобилей, которые производятся в России? На этот вопрос ответил директор по транспортной логистике «Очаковской Логистической Компании» Максим Китушкин: «Крупные компании в любой стране мира при продвижении своей продукции используют поддержку как правительства своей страны, так и поддержку правительств стран покупателей. Производители самых качественных, надёжных и популярных автомобилей используют такие свои преимущества как обладание более высокими технологиями, более совершенную систему ремонта и обслуживания, умение организовать на высоком уровне продажи своей продукции, соответствие высокому экологическому классу, наличию антиблокировочных систем (ABS) и систем электронного контроля устойчивости (ESP) и многие другие. Именно в результате успешного лоббирования интересов этих производителей, уже адаптировавшихся к более жестким требованиям в своих странах, у нас и был принят, например, экологический класс Евро 5 как минимально допустимый при производстве и импорте автомобилей. Законодательство в этом случае помогало лидерам автомобилестроения в конкурентной борьбе с менее технологичными компаниями, делавшими ставку на низкую цену. Оставшиеся на рынке производители не могут в настоящий момент выполнить требования, установленные законодательством в полной мере. Общий уровень качества выпускаемых автомобилей, безусловно, снизится, но это решение позволит выжить в трудный период отечественной автомобильной промышленности. Система ABS, являющая обязательной у нас с 2016 года, тоже может стать не обязательной по уже вышеназванным причинам».
В подготовленном Минпромторгом проекте необязательной признана и установка ABS. Ранее в Белоруссии на уровне требований ЕАЭС до 31 декабря разрешили производить автобусы, грузовики и полуприцепы без систем ESP. Эти упрощения близки к тем, что предлагаются проектом постановления российского правительства.
При этом совсем отказаться от применения каталитических нейтрализаторов, которые отвечают за снижение выбросов, власти пока не готовы. Если наличие системы предусмотрено конструкцией, проект требует их использовать. Каталитические нейтрализаторы поставляет «Экоальянс» (входит в группу «Росатом» и занимает примерно треть рынка) и локализованный Johnson Matthey (около 20% рынка), 40–45% — ввозится из-за рубежа.
Проект постановления даёт Минпромторгу полномочия и дальше снижать требования к конструкции автомобилей, если это потребуется производителю для сохранения выпуска и будет согласовано с ГИБДД. Эксперты считают, что покупателям по большому счёту всё равно, какой экологический класс у машины: «Поведение потребителя пока остаётся прежним, - объясняет руководитель департамента продаж Идемитсу Лубрикантс Рус Дмитрий Парфёнов, - Основными потребностями автомобилистов до сих пор остаются: стоимость автомобилей, наличие конкретных опций и безопасность езды, но никак не объём выбросов из выхлопной трубы. Разве что владелец автомобиля может быть заинтересован в сегодняшней экологической обстановке».
Упрощение требований техрегламента восполнит дефицит машин на рынке и расширит возможности производства на период разрыва технологических цепочек, считают эксперты. Однако производители заинтересованы в выпуске машин с высокими техническими параметрами, ведь это более маржинальная продукция.
Не скажется решение правительства и на качестве топлива, объяснили порталу «Конкуренция и рынок» в «Нефтяном клубе Спб». Снижение качества топлива тоже не выгодно самим производителям продукта. Если такое произойдёт, на рынок вернётся контрафактная продукция, с которой нефтяники очень долго боролись.
С начала тысячелетия в России проведена модернизация многих перерабатывающих нефтезаводов и страна самостоятельно обеспечивает себя топливом стандарта евро-5. Некоторые заводы выпускают даже топливо стандарта евро-6.
Тем не менее, по мнению вице-президента «Нефтяного клуба СПб» Дмитрия Королёва снижение качества автомобильных двигателей до более низких экологических стандартов навредит природе. Кроме того, владельцы таких автомобилей не смогут въехать в страны, где действуют стандарты уровня евро-5: «Исследования показывают, что до 90% загрязняющих факторов в населённых пунктах производятся выхлопами автотранспорта. Снижение экологического стандарта это серьёзная нагрузка на экологию. Экологический класс влияет на полноту сгорания и на катализаторы, которые очищают выхлоп. Без необходимых требований выхлопы станут более вредными. То, что нефтепродукты в России останутся стандарта евро-5, немного смягчит удар по экологии, однако полностью нивелировать ущерб природе не сможет».
Россия и так отставала в повышении экологического класса автомобилей. Стандарт «Евро-2» в стране ввели лишь в 2002 году, тогда как в Европе, США и Японии «Евро-0» действовал до 1992 года, «Евро-1» до 1995 года.
Напомним, снижение допустимого класса выхлопа производимых в стране автомобилей не единственная инициатива властей, которая идёт вразрез с экологической повесткой. В качестве одной из мер поддержки бизнеса власти обсуждают идею снижения тарифов за вредные выбросы для предприятий. Кроме того, в Госдуме прошёл два чтения закон, который разрешает строительство в природоохранных зонах.
Игорь Прусаков
Фото: khunkorn, pexels.com