USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Экология души

Журнал "Конкуренция и Рынок" № 6 (79) 2016

Редакция продолжает информационное сопровождение и содействие продвижения развития туристической отрасли экономики на Северо-Западе. Именно отрасли, как локомотива социально-экономического развития регионов, с опорой на муниципалитеты. В этом коренное отличие предлагаемой и отстаиваемой бизнесом концепции, в отличие от навязываемой сверху Ростуризмом.

Ведь именно муниципалы  первыми встречают туриста и провожают его, зачастую не получив при этом ни копейки в муниципальную казну. Тем не менее, именно от них зависит быть туризму на их территории или нет. Муниципальный уровень наиболее устойчив и к властным перетрубациям, что является важной составляющей устойчивого развития для любого бизнеса, не только туристического.

Некоммерческое партнёрство «Серебряное кольцо», консолидирующее самые различные направления бизнеса и его общественных организаций, получили поддержку нашего журнала с целью исследования и проработки проблематики того, как муниципальная власть в России может использовать развитие туризма, включить в коммерческий оборот расположенные на их территории объекты историко-культурного наследия, в целях наполнения бюджета и социально-экономического развития территории. Эти цели достижимы при выработке правильной стратегии развития с опорой на собственные и привлечённые ресурсы.
В офисе  журнала уже проведены два круглых стола по обозначенной проблематике. В практическом плане к обсуждению на этих мероприятиях были предложены следующие проблемные вопросы:

- готовы ли муниципальные власти к организации турпотоков;
- какой сервис турист может, а какой хочет получить от муниципальной индустрии гостеприимства;
- народные дома как идеологические и предпринимательские центры развития внутреннего туризма в РФ;
- чему и как надо учить муниципалов, чтобы они стали наполнять бюджет МО и создавать рабочие места благодаря развитию туризма и включению в него объектов  историко-культурного-наследия?

В качестве пилотного проекта выбрано создание инфраструктуры туристического маршрута «Сойкинский тракт». Практическую апробацию полученных здесь наработок мы предполагаем к тиражированию в рамках проекта комплексного социально-экономического развития Северо-Запада России на базе богатейшего историко-культурного, духовного, архитектурно-ландшафтного, туристско-рекреационного, этнографического и природного потенциалов, путем вовлечения объектов историко-культурного наследия в коммерческий и хозяйственный обороты - «Серебряное кольцо России» на территории всех 11 субъектов СЗФО РФ.
Как уже было сказано Ростуризм, находящийся в составе Минкульта не только придерживается прямо противоположной концепции, но и механизмов и инструментов развития отрасли.



Чтобы прояснить ситуацию по вышеуказанной проблематике, редакция обратилась к Сергею Очкивскому, как мы уже писали, недавно возглавившему созданное рейтинговое агентство «СКР-рейтинг НП «Серебряное кольцо»», эксперту Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы.

КиР: Сергей Владимирович, в чём состоят отличия концепций Ростуризма и той, которую реализует и отстаивает ваша общественная организация? Насколько эти различия существенны для дальнейшей судьбы развития туризма в нашей стране?

С. О.: Противостояние начинается уже в названиях. Ростуризм и Минкульт пиарят проект «Серебряное ожерелье России». Бизнес же, фигурально выражаясь, смахивая капли пота, независимо от власти катит «Серебряное кольцо России». За всю историю становления брендов в нашей стране, в области туриндустрии правильно и системно были разработаны всего два - «Золотое кольцо России» и «Серебряное кольцо России». Причём Серебряное кольцо изначально прорабатывалось как проект комплексного развития и внедрения. Работы по нему велись ещё в старое доброе советское время крупными урбанистическими институтами по заказу органов государственной власти.

В инфраструктуру «Золотого кольца» государство успело инвестировать и этот проект, до сих пор является одним из самых востребованных туристами мировых брендов. Проработку «Серебряного кольца» не успели закончить, тем более туда инвестировать. Бизнес не забыл старое советское наследие. Использует всё возможное из этого проекта в нынешней новой социально-экономической ситуации. О чём, в отличие от Минкульта и Ростуризма, честно говорит. В книге «Серебряное кольцо России» председателя правления НП ««Серебряное кольцо» Т.Н. Чистяковой, целая глава посвящена истории разработки этого проекта.

В нынешнем марте  главы регионов Северо-Западного федерального округа подписали с руководством Министерства культуры и Ростуризма Соглашение о реализации «нового приоритетного национального проекта в области культуры и туризма». Глав регионов ввели в заблуждение, это «новое», на самом деле «забытое»  властью советское наследие, так не любимое многими представителями власти,  в 2013 году вновь «открытое» на совещании в Министерстве культуры России. На совещании было также заявлено, что в России «подобных маршрутов ранее не создавалось».

Кстати, на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, которое состоялось аж в  июле 2011 года под председательством Владимира Путина, была утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».  Открывая обсуждение, он отметил, что в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты: «..Ставшие уже брендами «Золотое кольцо» и «Серебряное кольцо», «Большая Волга», «Горный Алтай», «Байкал» известны во всем мире..». И это – не оговорка, финансирование ФЦП было открыто именно на «Серебряное кольцо».
А откуда же всплыло «Ожерелье»? В 70-е гг., в процессе нахождения «правильного» бренда были просмотрены многочисленные варианты названий. Одним из признанных неудачным вариантов значился бренд «Серебряное ожерелье России».

Так что этот брэнд конфликтует не только с концепцией «Серебряного кольца», но и с утверждённой Правительством ФЦП.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ростуризм и Минкульт настолько отчаянные ребята, что их не волнует ни откровенный плагиат, ни откровенная ложь, ни даже «смелость» переть поперёк, страшно сказать, Президента. Ложь ведь в том, что бизнес, уже в новой России, кроме реализованных проектов, указанных В. Путиным, создал «Большое кольцо Урала» - многодневный туристический маршрут на Среднем Урале в Свердловской области и Пермском крае.

А в стадии создания находятся: туристический маршрут «Серебряное кольцо Урала», объединяющий города с богатым промышленным и духовным наследием в Свердловской области; «Самоцветное кольцо Урала» - соединяющее города, где сохранились уникальные памятники истории и культуры Урала; «Великое Саянское кольцо» -  охватывающее Красноярский край, Туву и Хакасию; «Зелёное кольцо России» - направленного на создание на территории России сети экологических курортов, на объектах, внесённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы видим, что идёт осмысленное тиражирование в брендах «кольцо» и этот выбор делают те, кто уже вкладывает собственные средства в развитие туризма. А ведь интереснейших туристических маршрутов в России наберётся больше сотни, даже если выбирать только самые- самые, то их окажется не менее десятка.
Так что заявление о том, что «подобных маршрутов ранее не создавалось» нужно уточнить – Ростуризмом и Минкультом.

Продолжение следует.

Полностью материал читайте в журнале "Конкуренция и Рынок" № 6 (79) 2016

Популярные