Чиновники Петербурга не подготовили план импортозамещения в энергетике

В Петербурге отсутствует утвержденный минпромторгом план импортозамещения в сфере коммунальной, энергетической и инженерной отрасли.

Городские власти обратились к федеральным с просьбой помочь им составить такой план. По словам председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Андрея Бондарчука, по ряду отраслей такие планы с целевыми показателями утверждены, и в городе считают, что ориентиры со стороны федеральных властей должны быть заданы и здесь. «Возможно, список отечественного оборудования для ТЭК еще столь невелик, что его просто не хватит, чтобы справиться со всеми задачами топливно-энергетического комплекса. Более того, качество нашего оборудования требует тщательной проверки. Оно должно соответствовать всем необходимым стандартам и работать на уровне ранее использовавшегося зарубежного», - сказал Андрей Бондарчук.

Не так давно заместитель председателя городского комитета по энергетике Ольга Колесникова рассказала, что мониторинг рынка отечественных производителей позволил создать базовый перечень необходимого оборудования для ТЭК, также готовится отдельный список того нужного оборудования, которое в России пока не делают. А крупные генерирующие компании города пытаются проанализировать потребность в отечественном оборудовании и экономический эффект от его использования. Например, на петербургском предприятии «Ленсвет», где хотят довести долю импорта до 1%, подсчитали, что экономия от применения отечественного оборудования составит 50 млрд рублей. В ГУП ТЭК в 2014 году импорт составлял 10% на 120 млн рублей, по данным на 2015 год, доля сократилась до 56 млн. рублей.

«У нас есть отечественные натриевые лампы, но по качеству они не соответствуют. У них меньше гарантийные сроки, а это важная проблема, да и одна из комплектующих здесь китайская, - рассказала Ольга Колесникова. - При этом в ходе мониторинга товаров наших заводов мы обнаружили рост цен до 46%, на наш взгляд, ничем не обоснованный. Но производители ссылаются на экономическую ситуацию, из-за которой, например, опоры освещения подорожали на 12%, лампы на 35%, натриевые светильники - на 38%. Но в целом выгода от использования отечественной продукции по разным видам составляет от 13% до 39%. Однако полностью оценить это можно будет только после определенного периода эксплуатации, выявить, как это оборудование будет работать».

Производители энергетического оборудования пока не могут выдать импортозамещение в полной мере, так как нуждаются в четких «правилах игры», без которых процесс не пойдет. Сами заказчики загнаны в угол, с одной стороны - требованием отдавать предпочтение отечественному, с другой стороны - тем, что это отечественное не успевает переориентироваться и не отвечает требованиям качества.

«Мы уже больше полугода ждем критериев отнесения продукта к российскому, локализованному или зарубежному, - говорит генеральный директор завода «Звезда-Энергетика» Николай Хаустов. - Мы умудрились попасть в категорию продукции, которая, по мнению заказчиков, не является российской. При этом у нас отечественное все, кроме дизельных моторов мощностью в 1000 лошадиных сил, так как в стране из 26 предприятий по их производству осталось всего 6, из которых реально можно работать всего с 3. Но заказчики говорят - 100% моторов и генераторов должны быть нашими. Нам необходима жесткая реальная конкуренция, чтобы выйти на уровень лучших мировых образцов двигателя высокой мощности. Более того, следует покупать не готовые продукты, а новые технологии, которые бы «осели» в головах ученых и на серверах наших НИИ, и потом применять их на основе ресурсов и сырья России».

По словам Николая Хаустова, к примеру, космодром Плесецк полностью отказался от поставки в свой адрес продукции, где есть хоть одна зарубежная деталь. «Мы не можем привлечь кредит меньше чем под 18-20%, это непозволительно, - продолжает эксперт. - Только субсидирование процентной ставки может помочь моторостроительным заводам. Дайте нам правила игры, хотя бы обозначьте на бумаге дату, до которой еще можно использовать существующие генераторы и моторы, какие-то правила, чтобы мы могли объяснить заказчикам, что мы - российское производство. Такая ситуация уже привела к негативным последствиям - так называемому «релейблингу», когда переклеивают этикетки с названием страны-производителя и выдают за российское производство, чтобы избежать проблем.