
30 января 1801 года император Павел I издал манифест, согласно которому Грузия включалась в состав Российской империи.
Исторический экскурс для непосвящённых. То о чём говорит Саакашвили, как об оккупации Россией Грузии, было вхождение от безысходности, под угрозой полного уничтожения Турцией и Персией. Причём в состав Российской империи, в конце XVIII века, вошла не вся территория современной Грузии. Это было только Картлийско-Кахетинское царство, то есть чуть более 1/3 нынешней площади.
Картли-Кахетиинское царство являлось грузинским государственным образованием, которое было создано в 1762 году в результате объединения двух восточно-грузинских государств, существовавших независимо с момента распада Грузии в XV веке.
Исторически Картли была самым значительным из государственных образований на территории Грузии, однако к моменту объединения она была более ослаблена разорительными персидскими вторжениями, чем Кахетия на востоке. Поэтому царями нового государства стали цари Кахетии, а столицей на первое время стала бывшая столица Кахетии — Телави.
Летом 1795 года персидский шахиншах Ага Мохаммед-хан Каджар во главе пятидесятитысячной армии вторгся в Закавказье и овладел Тбилиси. Грузинская столица была разгромлена и сожжена. Оставшиеся в городе жители были перебиты или уведены в плен.
В 1796 году в ответ на иранское нашествие русские войска предприняли успешный поход в Закавказье. А 30 января 1801 года Павел I обнародовал манифест о включении Картли-Кахети в состав Российской империи. В императорском манифесте говорилось: «С давних уже времен Грузинское царство, угнетенное иноверными соседами, истощало силы свои непрестанным ратованием в собственную оборону, чувствуя неизбежимые следствия войны почти всегда несчастливой.
К сим присовокупились несогласия в доме царском, угрожающие довершить падение царства сего, возродя в нем междоусобную войну; царь Георгий Ираклиевич, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ грузинский прибегли ныне к покрову нашему и, не предвидя иного спасения, от конечной гибели и покорения врагам их просили чрез присланных полномочных, о принятии областей Грузинскому царству подвластных в непосредственное подданство императорскому всеросийскому престолу».
В царской России, где национальных автономий не было, эта административная единица называлась Тифлисской губернией. Это и была, собственно, Грузия того времени. Не только Абхазия и Осетия, но и Аджария, Гурия, Сванетия, Мингрелия, Джавахк – никогда не входили в состав Картлийско-Кахетинского царства. Часть из них добровольно вошла, ещё раньше или позднее, в состав России.
Другие территории были завоёваны российской армией. Все эти территории входили в другие административные единицы империи: Кутаисская, Батумская и Карская губернии. Только после 1917 то, что было отдельными четырьмя губерниями стало тем, что теперь принято называть «Грузией». Но, в отличии от международного «просвещенного» общественного мнения, народы, населяющие эту территорию, имеют по этому поводу собственное мнение. И оно подкреплено историей их подлинной государственности. Написанной не грузинскими историками, а национальной памятью.
Кто-то из великих сказал: «История преподаёт уроки, которые никого и ничему не учат». За точность цитаты не отвечаю, но смысл передан верно. И всё-таки попытаемся изменить ситуацию. Поскольку иначе нам, всему человечеству, придётся снова и снова пересдавать уроки жизни. А отметки будут выставляться не в дневники чернилами, а кровью тысяч и тысяч утраченных жизней.
То, что уже сказано, не является откровением. Всё это широко известно и давно нашло своё отражение на страницах книг, авторами из многих поколений, из самой седой древности. Человечество, впрочем, мало что открывает нового. Почему-то люди более склонны забывать старые истины. А расплата за забывчивость наступает неуклонно и неумолимо.
С детства в чтении книг предпочитал исторические романы. И одной из самых любимых книг, по сей день, остаётся «Великий Моурави» Анны Антоновской. Два или три года назад перечитал заново все 6 томов этой исторической эпопеи. Наверное, как и многие книгочеи, вновь и вновь возвращаюсь к содержанию полутора-двух десятков книг, не более. Время на очередное прочтение не считаю для себя потерянным. В каждом своём возрасте нахожу много нового. По-видимому, новое прочтение старых текстов связано с повышением жизненного опыта. Хотя верно и обратное. Каждая из прочтённых книг, конечно написанных талантливо, позволяет, образно выражаясь, прожить не одну, а несколько жизней.
Выбор таких книг – советников и попутчиков всей жизни, конечно, дело сугубо индивидуальное. Впрочем, и критерии, по которым каждый выбирает свои жизненные энциклопедии, тоже остаётся, зачастую, загадкой для самого себя. Попытаюсь разобраться теперь, на основании своего жизненного опыта, который исчисляется уже шестым десятком. Чем могла привлечь меня, ученика 5 или 6 класса, историческая эпопея о событиях 400-летней давности и не касающаяся истории России?
Правда, последнее не вполне верно. В середине прошлого века Грузия, как и другие, ныне вполне независимые страны, бывшие республики Советского Союза, воспринимались частью большой Родины. Не знаю, насколько это ощущение осталось у каждого из моего поколения, родившиеся уже в конце прошлого века, явно испытывают другие чувства по поводу Украины, республик Прибалтики или Средней Азии. Но возвратимся к заданному вопросу. А ответ на него - не прост. Первая составляющая – это масштаб личности главного героя. Георгий Саакадзе - талантливый полководец и объединитель разрозненной, в то далёкое время, Грузии.
Не скрою, что облечь свои мысли в письменную форму меня подтолкнули события, даже не последних дней, а последних лет. Агрессия против Южной Осетии послужила лишь дополнительным поводом для этого. В связи с этой преступной даже не войной, а провокацией, с не поддающимися никакой логике целями, не хочу даже рядом ставить слово Грузия. У кого-как, а у меня эта страна была и останется связанной с совершенно другими ассоциациями. В этом есть неумолимая логика жизни. У преступников нет национальности. Просто в любой стране есть большинство, которое и является людьми. Есть и другая, к сожалению, неотъемлемая часть, которую правильно называть нелюдями. Негодяи, которые убивают ни в чём не повинных женщин и детей, добивают раненых военнослужащих противостоящей стороны, не могут именоваться грузинами, впрочем, как и русскими, или украинцами…
События последних лет лишь предоставили мне возможность сравнить фигуры двух политических деятелей одной страны, но разных исторических эпох. К моему сожалению, их фамилии отличаются лишь окончаниями. Поскольку современного правителя кличут, я не даром употребляю это старое русское слово, Саакашвили. Употребляю потому, что существует народная истина «Накликали горе». Вот здесь уже отчётливо выступает ответственность и грузинского народа, впрочем как и любого другого, которым предоставляется право выбора своих правителей. Если выбрали не тех, то и обязательно накликаем лихо, так в старорусском называли горе. И вина правителей, в этом случае, в какой-то мере, переносится и на тех, кто бросал в избирательные урны бюллетени с фамилиями будущих преступников. И такие убедительные примеры история уже преподала. Гитлер и нацисты, как известно, были избраны демократическим путём. За свою ошибку в выборе немецкий народ поплатился самым жестоким образом.
В лихолетье 90-х, наши псевдореформаторы любили повторять про предыдущих правителей искажённую фразу одного из них. Речь шла о кухарках, которым, как они намекали, доверили управлять государством. Мошенничество заключалось в том, что вышеуказанный классик определял истинную демократию двумя лозунгами. Первый: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!», а другой расшифровывал, для непонятливых, чему собственно: «Каждая кухарка должна учиться управлять государством». Наш бывший советский народ, в большинстве своём, опять получил неуд по истории. Поэтому и последовало свыше, без всякой жалости и скидки на образовательный уровень. А урок ведь очень прост: «Мы сами ответственны за своё будущее своим поведением в настоящем».
Тому, кто даже в меру, любознателен, открывается в истории то, что кажется мистическим. Нам ведь даже в фамилиях исторических персонажей подкидывают подсказки. Например, Распутин – фаворит царской семьи, которая и привела страну «на распутье», к великим испытаниям. В противовес к фигуре нынешнего исторического ряда, фамилия которого позволяла надеяться, что он сможет вывести страну на верную путинскую дорогу. Впрочем, очень многие сомневались в этом, поскольку его фамилия ассоциировалась с возможной путаницей на этом новом направлении развития. Но кто сказал, что совместно управлять государством легко и просто? Так говорят только мошенники, которые предлагают нам избавиться от своей личной ответственности за нашу общую судьбу, переложив её на них. Будем надеяться, что наши сограждане верно интерпретировали подсказку свыше, в том числе и опустив бюллетени за человека, фамилия которого, во всём мире, символизирует образ России.
А вот грузины дали явного маху со своим нынешним президентом. Наверное потому, что ассоциируют его с древним народным героем, Великим Моурави. Именно он был объединителем разрозненных царств в единое грузинское государство. Человеком немыслимой физической и интеллектуальной мощи, сумевшим спасти Грузию от турецкого нашествия, с военной помощью Персии. Затем от иранского нашествия, с помощью турецких янычар. Государственным деятелем, который отказывался от трона верховного правителя в интересах объединения страны. Отца, который пожертвовал жизнью своего сына, взятого шахом заложником его преданности Ирану, чтобы спасти десятки тысяч людей, которые уже потом имели возможность стать грузинами. Тогда – это были десятки народностей : кахетинцы, имеретинцы, картлийцы, сваны, хевсуры, мингрелы, гурийцы, лезгины, осетины, абхазы, аджарцы… Который и погиб, как герой, защищая интересы страны.
Ввела в заблуждение фамилия нового правителя, которая поставила его в один ряд с истинно Великим. А ведь подсказка спряталась в окончании. Это ведь у западноевропейцев принадлежность к управлению страной стояло впереди фамилии. У грузин социальное положение определялось окончанием.
Саакадзе означало принадлежность к азнаурам, социальному слою аналогичному дворянам. Но привелегии, которые давались с этим положением в обществе, обременялись обязанностью защищать других с оружием в руках, по первому зову. Приставка –швили, в грузинской фамилии, обозначает принадлежность к трудовому сословию. А это обозначало, что они зарабатывали на жизнь трудом пахаря или ремесленника.
Но тут нужно согласиться с тем, что «не каждая кухарка» может управлять государством. Поэтому при всей внешней схожести – такие разительные отличия. Вместо объединения страны – начало её фактического развала. Поскольку выход из состава Южной Осетии и Абхазии – уже давно свершившийся факт. Но это только начало дальнейшего распада. Далее будет, по-видимому, Аджария и понеслось…
Да, на крови создавались государства, но это была кровь народа смешанная с кровью внешних врагов. Когда во врага превращают народы уже единой страны – это уже разрушение государства. Таковы уроки нашей общей истории. А не понимающим этих уроков, необходимо записаться для обучения в «кухаркины университеты». Народ должен следовать своим собственным заветам: «Век живи, век учись».
- Войдите, чтобы оставлять комментарии