Жизнь — не сказка: герои мультиков все чаще становятся фигурантами судебных дел

Персонажи любимых мультфильмов давно сошли с экранов в реальную жизнь. Современных детей уже не удивишь плюшевым Лунтиком, съедобными Фиксиками, спектаклями с участием Маши и Медведя. Но часто такая продукция является контрафактной, а ее продавцы получают приглашения в суд от правообладателей. «Конкуренция и рынок» разбиралась, как создатели мультфильмов защищают своих нарисованных героев, и что грозит тем, кто решает заработать на чужих идеях.

Мультяшки против контрафакта

Британская юридическая компания Intertaintmant One UK Limited, обладающая правами на мультсериал «Свинка Пеппа», на днях подала в суд на новосибирскую сеть магазинов одежды эконом-класса за использование символики с героями мультика. Предпринимателей рассчитывают наказать на 50 тысяч рублей. Сравнительно немного, но таких исков на территории России у англичан порядка 6 тысяч, а судебная война с российскими пиратами длится уже не первый год.

Осенью прошлого года АО «Аэроплан» и ООО «Смешарики» обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с исками к кондитерской фабрике из Армавира ООО «Метрополис». Причина - подозрение в нарушении авторских прав, а яблоком раздора стали любимые детские персонажи - Фиксики и Смешарики. За незаконное использование персонажей правообладатели потребовали от фирмы компенсацию в общей сложности более 670 тысяч рублей.

Лидерами по числу обращений в суды являются владельцы прав на персонажей одного из самых популярных мультфильмов - про Машу и Медведя. В 2018 году компания подала в суд на предпринимательницу из Москвы. Она продавала игрушечный телефон с изображением известных героев. Игрушка стоила 380 рублей, а правообладатель потребовал компенсацию в 80 тысяч рублей. Тогда суд постановил выплатить истцу половину запрошенной суммы. Всего на счету ООО «Маша и Медведь» больше семи тысяч заявлений.

Не уступает по количеству исков и АО «Сеть телевизионных станций». Компания владеет правами на мультфильм «Три кота». В 2020 году она подала иск против предпринимательницы из Пермского края. За 90 рублей та продала игрушку с изображением Коржика, Компота и Карамельки. За незаконное использование товарных знаков правообладатель требовал компенсацию 70 тыс. руб. Иск был удовлетворен полностью. Это лишь один из примеров.

Гнев владельцев торговых знаков направлен не только на продавцов контрафактной продукции. Получить приглашение в суд могут и компании, устраивающие детские мероприятия, если в свой деятельности они незаконно используют персонажей из мультфильмов. В 2019 году создатели Лунтика, ООО «Студия анимационного кино “Мельница”», судились с аниматорами. Подмосковная фирма использовала образ Лунтика при организации детских праздников. «Мельница» терпеть не стала и потребовала компенсацию за неправомерное использование своего героя. Не повезло и аниматору в костюме коня Юлия из мультфильма «Три богатыря», который участвовал в фотосессиях на Дворцовой площади. Костюм тогда изъяли, а штраф составил 1500 рублей.

Михаил Зубарев - юрист студии анимационного кино «Мельница» рассказал, что чаще всего копируют товары с изображением Лунтика, этот персонаж давно существует на рынке, хорошо узнаваем и любим маленькими телезрителями. Далее по популярности среди контрафакта - Барбоскины, реже - богатыри. Самые подделываемые товары - мягкие игрушки и одежда. Производят их в основном в Китае, а потом через Украину или другие страны восточной Европы доставляют в Россию.

«Проблема пиратства всегда остро стояла в России и продолжает стоять так же остро. Ситуация серьезная. Пиратская продукция всегда выходит дешевле лицензионной, но ее качество хуже, неизвестно из чего она изготовлена, никаких требований к ней никто не предъявляет, поэтому она может быть даже опасна для ребенка», - пояснил эксперт.

Для тех, кто хочет законно копировать персонажей, существуют лицензионные агентства. Такое есть и у студии анимационного кино «Мельница». Именно они  занимаются вопросами предоставления лицензий на выпуск продукции с популярными героями. Здесь же и удостоверятся в репутации фирмы, которая возьмется производить мерч с мультяшками, чтобы качество выпускаемого товара не вызывало нареканий.  

Не только мультяшка, но и товарный знак

Сегодня на полках магазинов представлен огромный выбор продукции с изображением мультяшных персонажей - игрушки, одежда, канцтовары и тд. Героями мультфильмов они являются только для покупателей. Для их создателей — это товарный знак, интеллектуальная собственность, поэтому предпринимателям, решившим заработать на узнаваемом образе, стоит помнить о последствиях. «Любое использование образов узнаваемых персонажей - это, конечно, нарушение авторских прав их создателей. Никакое использование ни на тортиках, ни на футболках, ни на тетрадках без согласия правообладателя таких образов у нас законом не допускается», - поясняет патентный поверенный РФ Виктор Станковский.

Анимационным студиям, дизайнерским или рекламным бюро правозащитники рекомендуют регистрировать персонаж или целую линейку в качестве товарного знака – так будет проще отстаивать права в суде. Более простой путь  — заявить о своих правах символом Copyright ©. Зачастую анимационные студии поступают именно так. Эта предупредительная маркировка является простым индикатором, что у объекта есть правообладатель. Впрочем, и отсутствие этого значка не означает согласие на копирование.

Закон на стороне авторов

Предприниматели  сетуют, что подобные иски направлены не на защиту авторских прав, а рассматриваются производителями мультфильмов в качестве дополнительного заработка. Компенсация, которую требуют правообладатели, порой, во много раз превышает стоимость товара с мультяшками, и для мелких продавцов претензии оказываются разорительными.  Санкции за незаконное использование товарного знака прописаны в статье 14.10 КоАП. Практика ее применения неоднозначная. Минимальная сумма компенсации за использование товарного знака - 10 тысяч руб. Если изображений несколько, заплатить придется за каждое. Впрочем, иногда  суд смягчает наказание. «Наверное, иногда защита права становится чрезмерной. К примеру,  когда во время рейдов  по рынкам  ловят бабушек, которые что-то продают или предпринимателей, которые одну-две тетради продали с каким-нибудь Микки-Маусом. Поэтому нельзя сказать, что правообладатели зарабатывают на этом. Прежде всего, это защита прав», - поясняет Виктор Станковский.

Выискивать каждого нарушителя — это как бороться с ветряными мельницами, - считает эксперт. Эту заботу правообладатели часто отдают на аутсортинг. Правовые агентства или детективные бюро по доверенности от правообладателя, мониторят рынки, предложения предпринимателей, делают контрольные закупки, готовят иски и передают их массово в суд. Определенная судебная практика по данному вопросу уже сложилась. Надо отметить, что в этом вопросе российским судам не чужд гуманизм. «Суды смотрят избирательно, если это первое правонарушение, то может быть минимальная сумма. И даже есть судебная практика и постановления судебных органов высших инстанций, когда суды применяют меньше минимального размера. Они могут и тысячу дать, и две. Либо есть другая норма в Гражданском кодексе - это двукратная стоимость контрафактного товара. Может быть, это более гуманно. Но в любом случае, это компенсация», - заключает Виктор Станковский.

Под ответственность за незаконное использование товарного знака может попасть как крупный производитель, так и мелкий частник, занимающийся выпечкой тортов у себя на кухне. Вяжете ли вы игрушки, шьете одежду или раскрашиваете кукол, если при этом вы копируете узнаваемые образы, а товар идет не для личного пользования, а на продажу, то необходимо заключить договор с правообладателем. Без такого соглашения, вы нарушаете права на интеллектуальную собственность, а суд не всегда бывает лояльным и снисходительным.

 

Полина Быкова