USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Занавес. Расходимся. Концертная отрасль заявила о скором крахе.

27 августа 2021

Концерт окончен, концертов больше нет, - так озаглавили пресс-конференцию, прошедшую 26 августа в ТАСС, представители российской музыкальной индустрии. Участники встречи обсудили ситуацию в отрасли и ущерб, нанесённый пандемией. Всё критично. Через СМИ спикеры попытались достучаться до властей, заявив, что при дальнейших ограничениях и в отсутствии поддержки государства концертный бизнес умрёт уже очень скоро.

Концертная индустрия, несущая людям радость, уже 1,5 года находится в чрезвычайно сложных условиях. Пандемия не отступает, а ситуация у организаторов зрелищных мероприятий усугубляется с каждым днём. Данную пресс-коференцию представители отрасли назвали последним шансом быть услышанными властью.

В 2020-21 годах концертно-театральная индустрия столкнулась с самым тяжёлым кризисом за всю свою историю.  Особенно тяжёлый удар пришёлся на негосударственный сектор. С объявлением режима повышенной готовности было перенесено и отменено не менее 10 тысяч мероприятий по всей стране.  Индустрия понесла и продолжает терпеть многомиллионные убытки. Падение выручки составило порядка 95%.

С учётом вполне свободного функционирования других отраслей, предполагающих человеческие контакты, строгие ограничения и даже запреты для негосударственного сектора культуры выглядят в высшей степени несправедливо.  Работает транспорт, продажи, туристическая отрасль. Концертный бизнес практически парализован.

В каждом регионе эпидемиологические меры вводились в зависимости от уровня заболеваемости и разнятся. Например, в Москве в течение 6 месяцев действовал полный запрет на проведение мероприятий, в течение 2 месяцев заполняемость залов не должна была превышать 25%. Теперь количество зрителей ограничено 50% от вместимости площадки, но не более 500 человек. В то же время рентабельность концертного бизнеса, по словам главы компании Eventation Сергея Мурадова, начинается с 70-80% заполняемости залов. Стадионные шоу по-прежнему запрещены. «Это привело к тому, что те мероприятия, проведение которых было запланировано до начала коронавируса, не могут быть проведены, - пояснил Сергей Мурадов.  - На них продано от 50 до 100% билетов, но концерты переносятся вот уже второй год. Некоторые крупные мероприятия переносились уже по 4-5 раз. Таким образом, на руках у наших зрителей находится около 5 млн билетов на сумму около 8 млрд рублей».

Выполнить свои обязательства перед зрителями, в том числе, вернуть деньги за отмененные концерты, организаторы смогут при условии снятия ограничений и полной заполняемости концертных площадок. 

«В отрасли трудятся более 700 тысяч человек. Мы не видим никакого света в конце туннеля. Заканчивается подушка безопасности даже у крупных игроков, дальше крах», - обозначил масштаб проблемы руководитель группы компаний SAV Entertainment и "Русский шоу-центр" Владимир Зубицкий. При этом спикер не обошел стороной тему двойных стандартов: «Нам, как частному бизнесу, ничего нельзя, но есть проекты, например, в Санкт-Петербурге прошёл фестиваль, посвящённый выпускникам /Алые паруса/.  Во многих городах проходят Дни города. Почему кому-то можно, а кому-то нет. Должны быть правила: если нельзя, то нельзя всем».

«Если мы не можем функционировать нормально, нам хотелось бы, чтобы нам донесли, почему все могут, а мы нет. Если мы вынуждены находиться в режиме простоя, то нужно предпринимать меры прямой финансовой поддержки, которая предусматривает субсидирование заработных плат, аренды офисных помещений и частных культурных организаций», - был солидарен с коллегой глава компании Eventation Сергей Мурадов. 

В Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) говорят, что предлагали правительству конкретные меры, которые могли помочь концертному бизнесу выжить. Однако все предложения были отвергнуты. Обращения в Роспотребнадзор тоже остались без внимания, - сетуют инициаторы пресс-конференции и призывают власти к диалогу, ведь именно негосударственный сектор культуры генерирует большую часть развлекательных продуктов, а поддержку получают только госучреждения. «3 млрд 800 млн рублей – это субсидии, которые были предоставлены нашей индустрии, но их получил государственный сектор. Негосударственному сектору субсидии не были предоставлены. Мы сегодня обращаемся с тем, что хотим уравнять госсектор в правах и возможностях с негосударственным. Мы делаем одно дело, работаем на культуру и на общество, поэтому нет разницы, какая форма собственности у той или иной компании», - говорит генеральный директор KASSIR.RU Алла Фомина.

«Но ведь концерты и спектакли идут», - может заметить обыватель. «Идут», - соглашаются их организаторы, только при таких ограничениях работает индустрия в убыток. «Театр МДМ играет в минус в надежде, что, когда произойдет восстановление рынка, мы не потеряем свою аудиторию и закроем убытки, - рассказывает Дмитрий Богачев, продюсер, генеральный директор театральной компании "Бродвей Москва".  Мы с коллективом сократили зарплаты на 30-50% просто для того, чтобы выжить, но мы и так работаем в убыток. И вынуждены будем распуститься».

Руководитель промоутерско-продюсерской группы компаний "МСМ Групп" Александер Скрастин на цифрах попытался объяснить неразумность ограничений для зрелищных мероприятий.  «Посещение театров и концертных залов в Москве в среднем составляет 30 тысяч человек в день. Посещение торговых центров в день – 1 млн 300 человек, общественного транспорта -  17,5 млн человек в день. То есть, количество людей, ежедневно использующих общественный транспорт, в 580 раз больше, чем посетителей театров или концертов. Наши цифры ничтожны в общей массе, но страдаем мы больше всех».  

Общественный представитель Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий, глава федерального концертного агентства «Артистика» Ольга Шпигальских обозначила проблему жёсткого и субъективного контроля со стороны Роспотребнадзора, а также указала на отсутствие чётких правил регулирования отрасли. В качество негативного примера спикер привела Санкт-Петербург, где введено правило согласовывать с Роспотребнадзором зрелищные мероприятия численностью свыше 75 человек. При этом, чем руководствуется ведомство, давая одним согласия, а другим отказ – непонятно. «В ходе своих бесконечных проверок Роспотребнадзор проверяет выполнение методических рекомендаций к нашей отрасли. Зачастую вводятся избыточные требования, которые исполнить физически невозможно или очень трудно, - отметила спикер, имея в виду контроль соблюдения масочного режима непосредственно во время мероприятий.  «Все эти нормы прописаны в нормативных актах, в кодексе об административных правонарушениях, в соответствии с которыми, юридическое лицо не несёт ответственность, если зритель самовольно снимает маски. По такому принципу работает общественный транспорт, где пассажир несёт личную ответственность. Почему на концертах штрафуют организаторов или площадки»?

Претензии коллеги к Роспотребнадзору поддержал президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин: «Роспотребназор не склонен разрешать проводить те или иные мероприятия, потому что до сих пор считает, что они - причина заражения <…> Мы /независимые организаторы/ представляем более 50% рынка культурных мероприятий, и не имея статуса культурных учреждений, не имеем права получать ни льготы, ни какие-либо субсидии. Мир получается разделен на государственный сектор и на независимый. <…> Говоря простыми словами, нашей индустрии нужны деньги, и если нам их не дадут, последуют банкротства, социальный взрыв, то, что никому не нужно».

«Ситуация в отрасли отчаянная, глобально индустрия умерла», - подытожила глава компании SAV Entertainment, президент ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Надежда Соловьева, заявив, что государство должно рассмотреть возможность финансовой помощи концертной отрасли. А поскольку все способы договориться с властью испробованы, остаётся писать президенту. Говорят, в прошлый раз помогло, но ненадолго.

Александра Корнева

Популярные