USD 58,89 ₽
EUR 60,90 ₽

Всем не до меха. Пандемия серьёзно снизила продажи меховых изделий.

17 января 2022

Пандемия обрушила продажи меховых шуб во всём мире. Например, в России спрос на них снизился более чем на 80%, если сравнивать 2021 год с 2020-м. Однако россияне отказываются от шуб и дублёнок из меха по ряду других причин. На интерес покупателей влияют недостаток денег, мировая мода на экологичность и мягкие зимы. Игорь Прусаков с подробностями.

В конце 2020 года в разгар пандемии в Нью-Йорке внезапно раскупили шубы из натурального меха, сообщала газета New York Post. Продавцы готовились к падению доходов почти на 50%, однако в 2020 году они выросли на 10-20%.

Основными покупателями меховых изделий стали молодые женщины от 25 до 35 лет, которые приобретали такие вещи, как кашемировые кейпы, отделанные лисьим мехом. Дамы постарше выбирали дорогие натуральные шубы из норки или лисы, стоимость которых доходила до $7000.

Предприниматели объясняли ажиотажный спрос холодами и пандемийными ограничениями. Якобы шубы покупают, чтобы проводить больше времени на воздухе. В это время в Нью-Йорке запретили принимать пищу в помещениях ресторанов, но гостей могли обслужить на улице.

Однако этот выходящий из рамок случай не изменил мирового тренда. Ограничения, связанные с коронавирусом, отрицательно повлияли как на производство, так и на продажи меховых изделий.

Шубы, дублёнки и другая одежда из натурального меха теряют популярность и в России. С 2018 года в стране более чем на 80% снизился спрос к этой группе товаров. Если сравнивать с допандемийным высоким сезоном (первые два осенних месяца) 2018 года, то осенью 2021 продажи меховых изделий упали примерно на 95%, сообщает статистика системы «Честный знак».

В сентябре и октябре 2020 года в России приобретено почти 130 тысяч шуб, но за такой же период 2021-го только около 115 тысяч. При этом данные оператора системы маркировки меховых изделий «Честный знак» подтверждаются отчётами Росстата. Статисты сообщают, что с 2012 по 2021 год спрос на шубы, меховые женские пальто и дублёнки снизился с 0,6% до 0,3%.

Хотя пандемия и повлияла на снижение продаж, покупатели теряют интерес и по другим причинам. Снижение продаж фиксировалось и до пандемии. Международная федерация меха (IFF) сообщила, что стоимость рынка меховых изделий в 2015 году оценивалась в $40 млрд., а в 2019 уже почти вдвое меньше.

Причины

Этичный подход к одежде серьёзно ограничил производство натурального меха во многих странах Европы, а в Австрии, Нидерландах, Хорватии, Словении, Норвегии и Чехии оно и вовсе запрещено. Уходит в прошлое даже торговля шубами из пушнины, которую уже запретили в Бельгии, Германии, Ирландии, Норвегии, Словакии, Великобритании и Израиле. В ближайшие годы аналогичные правила ожидаются в Нидерландах, Дании и Франции.

Вот уже несколько лет, как под давлением общественности от использования мехов отказались многие модные дома, включая люксовые бренды Versace, Gucci, Chanel и Burberry. Этичность в производстве становится трендом и в сентябре 2021 после очередной акции организации по борьбе за права животных PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) об отказе заявили Saint Laurent и Brioni.

Мировое производство меховых изделий (включая искусственный мех) в прошлом году сократилось почти на 3%, сообщает Euromonitor International. В Западной Европе снижение составило до 15%. После резонансного случая в Дании с истреблением более 10 миллионов норок из-за пандемии коронавируса, производство, изготовление и продажи продукции стали не только моральным вопросом, но и вопросом общественного здравоохранения. Неопределенным оказалось будущее всей меховой индустрии.

Неэкологичность производства отошла на второй план. Да, при разведении животных загрязняется почва, воздух и вода. Да, шкуры обрабатывают формальдегидом и другими токсичными веществами, что делает производство меха вредным. Но при изготовлении синтетики тоже происходят вредные химические выбросы, а шубы из натурального материала долговечней и за жизнь человек отправит в утиль гораздо больше пуховиков и искусственных шуб, которые разлагаются намного дольше натурального меха.

«Производство изделий из меха и кожи не наносит какого-то серьёзного ущерба природе, поскольку всех этих животных давно уже не добывают в дикой природе, а выращивают на фермах. Здесь большую роль играют именно веганские убеждения о необходимости полного отказа от убийства и эксплуатации животных», - считает кандидат биологических наук и эксперт Россельхознадзора по фитосанитарному контролю Константин Китаев, - «Естественно веганские идеи отказа от мяса, изделий из меха и натуральной кожи уже давно проникли в РФ и стали популярны среди молодежи, поэтому кожаные куртки и дубленки сейчас не в моде».

Этика по отношению к животным влияет и на торговые компании. Продукцией из натурального меха больше не торгуют американские универмаги Macy's Inc. и Yoox Net-A-Porter Group. Молодые люди всё чаще выбирают более функциональную одежду из современных материалов, их привлекают брэнды, которые заявляют о своей приверженности новым этическим и экологическим идеям.

«Для отказа от меха у россиян очень много причин, но далеко не все они связаны с гуманным отношением к животным», - поясняет консультант по имиджу, ювелирный стилист и дизайнер украшений Наталия Булдакова, - «Первая связана с экономической ситуацией. Одним сейчас просто не до меха - есть более насущные задачи. Другие потенциальные покупатели, возможно, и приобрели бы шубу из натурального меха, но цены на актуальные (да и на неактуальные, но всё еще производимые) модели после введения обязательной маркировки меховых изделий радиочастотной меткой ощутимо поднялись. Так, ещё одна категория ценителей натурального меха потеряна. Вторая причина - отсутствие необходимости в покупке статусной вещи в виде шубы по причине пандемии. В связи с пандемическими ограничениями, показывать её возможностей всё меньше. Еще один фактор отказа от меха - возрастающие предпочтения в пользу менее громоздких и тяжёлых материалов. Сейчас всё больше поклонников высокотехнологичных, защищающих от холода и ветра, легких материалов, которые еще и в стиральной машине стирать можно. Их производство тоже противоречит многим эко-концептам, но всё же».

Ещё один фактор, влияющий на потребительский спрос — погода. Аномально тёплые осень и зима 2019 привели к резкому падению продаж шуб. Холодный январь 2021-го, наоборот, спровоцировал всплеск продаж примерно на 20%.

Впрочем, финансовое положение россиян – ведущий фактор. По данным Fashion Consulting Group за прошлый год пушнина подорожала на 40–50%. А у старшего поколения, лояльного к традиционным мехам, денег стало меньше. К слову, за последний высокий сезон больше всего шуб приобрели жители Московского региона, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Челябинской и Кировской областей, следует из данных системы «Честный знак».

Анализируя все эти факторы, эксперты не ожидают в ближайшие годы роста спроса на меховые изделия ни в стране, ни в мире. Наблюдаются только местные, краткосрочные и ажиотажные всплески продаж. Например, в Нью-Йорке спрос на шубы в декабре 2021 вырос, а в Лос-Анджелесе в это время вступил в силу запрет на торговлю и изготовление изделий из натурального меха.

После пандемии на некоторых рынках, например, в Китае, потребление натурального меха может вернуться к доковидным цифрам, но гарантировать это никто не берётся. Западные этические тренды пока не так влиятельны в Китае. Поэтому сегодня азиатский экономический гигант — самый большой рынок для изделий из меха. Но даже эта страна постепенно заменяет шубы практичными и тёплыми синтетическими аналогами.

Игорь Прусаков

Популярные