Нынешняя геополитическая обстановка существенно затруднила полноценное сотрудничество с европейскими странами. Российским предпринимателям пришлось искать новых деловых партнёров и заново выстраивать бизнес процессы. Как начать экспортно-импортные отношения? На что обратить внимание начинающему участнику ВЭД? Насколько интересен наш рынок иностранцам? – об этом в следующем материале.
Противостояние западного и восточного мира изменило международные рынки. В условиях санкций и невозможности полноценного сотрудничества с европейскими странами Россия начала переориентацию на Восток. Согласно статистике ФТС за 2022 год, основными торговыми партнёрами РФ стали Китай, Турция, Нидерланды, Германия, Беларусь, Индия. Максимальный рост продемонстрировала Турецкая Республика – 84%. Прирост в торговле с Китаем составил 28%. Европейские партнёры потеряли свои позиции: Германия на 23%, Нидерлданды – на 0,1%. Несмотря на то, что детальная статистика внешней торговли остаётся закрытой, в текущем году аналитики ожидают наращивания сотрудничества с Турцией, ОАЭ, Ираном, Индией, Вьетнамом, Китаем.
Всё большую значимость Россия приобретает для ряда постсоветских стран - Казахстана, Киргизии, Армении, Азербайджана и, конечно, Беларуси, где на долю России приходится более половины объёма внешней торговли. Между странами развивается сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленность, совместными усилиями реализуются проекты по импортозамещению. За 2022 год товарооборот с Беларусью увеличился на 10%. Однако по мнению Максима Меженкова, основателя компании LocalCarHires.com,едва ли на сегодняшний день Россия для кого-то является ключевым партнером. «Дружественные Армения, Турция и др. не афишируют отношения с Россией, чтобы у Запада не возникало к ним вопросов и претензий. Единственная страна, открыто демонстрирующая свою связь с Россией, - Беларусь, которая исторически всегда была неким экономическим придатком РФ,- считает эксперт, отмечая, что изменилась не только география рынков, но их функционирование. - Главное изменение - раздел экономической системы на российскую и международную. Наша система стала замкнутой, закрытой, и как мы видим, самодостаточной. Стало почти невозможно вывести и ввести деньги в страну. Денежные потоки - кровь, которая течёт по артериям бизнеса - теперь разделены на два круга кровообращения: мировой и российский. Это ни хорошо и ни плохо, потому что любой кризис - это возможности. То, что ещё год назад вызывало недоумение (работа через ИП и юрлиц стран СНГ, подключение платежных систем через сомнительных поставщиков) стало нормой, несмотря на то, что любой контрагент - это риски для бизнеса. Одно дело, когда ты имеешь дело с известной европейской компанией, и совсем другое, когда ты работаешь с грузинским ИП, на которого ты, случись что, не будешь знать, как подать в суд. Клиенты, пользующиеся услугами сервисов, зарегистрированных в дружественных странах, тоже несут массу юридических рисков. Куда и с кем они пойдут разбираться, если их не устроит продукт или услуга»?
В 2022 году из России полностью ушли порядка 10% компаний, остальные – либо находятся в процессе ухода, либо взяли паузу в работе. Несмотря на непростое положение, российский рынок остаётся привлекательным для иностранного бизнеса. Об этом свидетельствует появление новых брендов и возвращение некоторых из тех, кто приостановил свою работу в России из-за СВО в Украине.
Основными факторами, которые привлекают иностранцев на российский рынок, эксперты называют относительно низкие налоги, недорогую рабочую силу, более высокую маржинальность по сравнению с зарубежными рынками. Вместе с тем существуют и сдерживающие моменты: политические и санкционные риски, изменчивость законодательства, вариабельность судебной и правоприменительной практики, слабое развитие инфраструктуры.
«Прошлогодний уход из России многих иностранных компаний был вынужденным.Несмотря на это, российский рынок всё ещё остаётся интересным для зарубежных предпринимателей - здесь много востребованных, но не развитых сфер и есть платёжеспособные потребители. - комментирует Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры». - О привлекательности российского рынка говорит факт появления абсолютно новых компаний и брендов. Например, магазина китайской спортивной одежды и обуви Li-Ning, итальянской одежды Ruck&Maul. В течение года были запущены первые магазины крупных турецких сетей EFOR, Ipekyol, Twist, Enza Home. Кроме этого, довольно популярным стало такое явление, как переоткрытие после ребрендинга. Ранее заявившие об уходе из России компании возвращаются в страну, но уже под другим наименованием.Можно предположить, что в 2023 году на российских рынок выйдет ещё больше компаний. В первую очередь из стран Азии, Турции и СНГ».
«Любой бизнес меркантилен, и его цель – прибыль, - продолжает Максим Меженков, основателя компании LocalCarHires.com. - В розничных магазинах Chanel, закрытых с марта прошлого года, продолжает гореть свет. Компания не хочет терять площадь в хороших ТЦ и чтобы о ней забыли российские клиенты. Для крупной международной компании держать бизнес в РФ в заморозке годами выгоднее, чем зайти в страну снова, когда это станет возможным. Китайский, арабский и турецкий бизнес не спешит заходить в Россию. Турецкий бизнес зайдёт в Россию, если ему дадут какие-то гарантии, создадут для него условия, но у нас с Турцией волатильные отношения, поэтому, таких гарантий турецким компаниям никто не даст».
Хорошие перспективы ведения внешне экономической деятельности эксперты видят у сферы цифровых технологий. За последние годы российский уровень диджитализации бизнес процессов (финансовые технологии, интернет банкинг и т.п.) превзошёл не только страны СНГ, но и Европу. Стремление к развитию вполне закономерно, оно и является основной причиной выхода российского бизнеса на международные рынки. Но кроме этого к внешней экономической деятельности может подтолкнуть необходимость реструктуризировать бизнес.
«В первом случае предприниматели стремятся запустить новые проекты или найти дополнительных потребителей. Во втором - адаптируются под ограничения и объективные реалии. Для каждого зарубежного рынка необходима индивидуальная стратегия и добиться результатов можно везде. Но в текущих условиях целесообразно обращать внимание на регионы, где отношение к России за последнее время практически не изменилось. Например, рынки Азии, Африки, Латинской Америки»,- советует Сергей Гебель.
Перед выходом на международную арену начинающему участнику ВЭД следует провести маркетинговое исследование рынка, найти поставщиков и провести предварительные переговоры с контрагентом и исполнителями (таможенными представителями, логистами, менеджерами, юристами ВЭД). Далее эксперты советуют просчитать сделку. Отдельный вопрос – проверка благонадёжности контрагентов и их способности выполнить контрактные обязательства. «Выход в сферу международной торговли основывается прежде всего на тщательной калькуляции сделок и проработке схем поставок. Существующие ограничения требуют глубокого анализа внешнеэкономических контрактов на предмет их соответствия актуальным требованиям таможенного, валютного и налогового регулирования при одновременном снижении административных и коммерческих рисков для российского участника ВЭД» - поясняет Дмитрий Светлов, управляющий партнёр Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД.- По моему мнению, в ближайшей и среднесрочной перспективе развитие бизнеса у российских предпринимателей за рубежом будет сопряжено со значительными рисками и сопутствующими издержками. В первую очередь, необходимо отметить сохраняющиеся и усиливающиеся трудности с осуществлением банковских платежей, проблемы с логистикой, отставание по качеству товаров, сложности с постгарантийным обслуживанием продукции, административные барьеры».
К факторам, препятствующим развитию российского бизнеса, ориентированного на международные рынки, эксперты относят отсутствие реальных мер поддержки со стороны государства, высокую ключевую ставку, снижение покупательской способности населения, высокие правовые риски и излишнее администрирование. Монополизация рынка крупными игроками с государственной поддержкой препятствует развитию честной конкуренции, что тоже негативно сказывается на СМП. «Для государства администрирование малого бизнес представляется достаточно затратной задачей, поскольку малое предпринимательство сложнее контролировать, а налоговые отчисления от него меньше, чем от крупных компаний, – поясняет Дмитрий Светлов, управляющий партнёр Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД».- В условиях беспрецедентного экономического давления ресурсы государства вынужденно ограничены, соответственно, ограничена и реальная поддержка малого бизнеса. Преодолеть существующие препятствия для развития малого бизнеса, по моему мнению, возможно за счёт комплексных и адресных программ поддержки, либерализации законодательства, удешевления кредитов для предпринимателей, изменения формальных подходов к администрированию со стороны контролирующих органов».
Рост экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в последние годы был во многом обусловлен мерами государственной поддержки. Помощь была оказана сельскому хозяйству, фермерству, IT-компаниям, туризму. Однако в условиях жёсткого и нарастающего санкционного давления, для выхода СМП на международные рынки необходимо своевременно корректировать принятые государственные программы и расширять комплексную поддержку.
Александра Корнева
Фото: Nothing Ahead (pexels.com)