USD 96,50 ₽
EUR 101,98 ₽

Российские ТЦ теряют покупателей.

15 декабря 2022

Из-за ухода из РФ иностранных брендов, крупнейшие ТЦ за год лишились четверти клиентов. Участники рынка считают, что интерес россиян к посещению торгцентров в ближайшие полгода не восстановится. Девелоперы отказываются от строительства новых объектов, а ввод торговой недвижимости по итогам 2022 года ожидается минимальным.

С января по ноябрь 2022 года крупнейшие ТЦ (более 80 тыс. кв. м) в Москве и Подмосковье потеряли 25% посетителей год к году и почти 40% по сравнению с тем же периодом 2019 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование компании Focus Technologies.

Трафик крупных торгцентров (40–80 тыс. кв. м) сократился на 7% год к году и примерно на четверть по сравнению с 2019 годом. Посещаемость средних ТЦ (20–40 тыс. кв. м) осталась на уровне прошлого года, но приблизительно на четверть ниже, чем в 2019 году. Увеличить на 1% году к году количество посетителей удалось лишь малоформатным торгцентрам (5–20 тыс. кв. м), но и они потеряли 8% трафика по сравнению с допандемийным 2019 годом.

Уход с рынка иностранных игроков и сокращение покупательской способности населения повлияло, в основном, на объекты больших размеров. Небольшие ТЦ сохранили клиентов из-за изначальной ориентации на сегмент товаров повседневного спроса, в котором присутствие западных брендов минимально, объяснили в Focus Technologies.

Ситуация снизила активность девелоперов, которые в 2023 году планируют возвести не более 275 тыс. кв. м. торговой недвижимости. По итогам нынешнего года на рынке ожидается ввод около 150 тыс. кв. м. торговых площадей, что считается рекордно низким результатом. Девелоперы готовы строить только районные торгцентры площадью до 20 тыс. кв. м.

В настоящее время пустующих площадей в российских ТЦ в среднем 12% (+3 п.п за год). Рост происходит за счёт отечественных брендов, которые активно заменяют ушедшие компании. В ТЦ Москвы и Подмосковья за год открылись 27 универмагов и «мультиформатных концепций» с одеждой местного производства. Стрит-ритейл получил 17 новых локальных игроков (в два раза больше, чем в 2021 году).

Развитие онлайн-ритейла, пандемия и геополитический кризис меняют рынок, который уже не вернётся в прежнюю конфигурацию. Операторам целесообразно пережидать сложный период. Участники рынка прогнозируют, что восстановления посещаемости ТЦ в первом полугодии следующего года ожидать не стоит.

Ранее портал «Конкуренция и рынок» рассказывал, что в столичных ТЦ к концу года могут оказаться пустующими до 30% площадей.

 

Игорь Прусаков

Фото: Pascal Bernandon (unsplash.com)

Популярные