USD 73.98₽
EUR 80.54₽

По секрету всему интернету. Минфин создаёт соцсеть для обмена налоговой тайной.

15 октября 2021

Социальную сеть для бизнеса, в которой пользователи смогут делиться друг с другом налоговой тайной, разрабатывает Министерство финансов РФ. Планируется, что предприниматели в рамках портала смогут сами решать, какую информацию передавать другим участникам. О плюсах и минусах проекта рассказывает Игорь Прусаков.

Минфин предложил предоставить компаниям право самостоятельно распоряжаться налоговой тайной и передавать другим участникам финансового рынка данные о себе через ФНС. Причём налогоплательщик будет сам выбирать, кому открывать доступ к информации. Соответствующая инициатива вошла в проект «Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 годы».

Запуск электронного сервиса, который будет работать по принципам социальной сети, уже анонсировал начальник контрольного управления ФНС Максим Чаликов. Рабочее название проекта: «Климат-контроль». Инструмент для обмена данными расширит возможности оценки предпринимательских рисков. Предполагается, что налогоплательщик будет обращаться в личный кабинет контрагента за получением необходимой для себя информации, а тот решит какую именно информацию о себе предоставить.

«Климат-контроль» изначально планировали запустить к концу 2020 года, однако его всё ещё тестируют. Сервис предназначен для компаний на общей системе налогообложения, бизнеса на спецрежимах и для индивидуальных предпринимателей.

Потенциально обмен налоговой тайной очень интересный кейс для бизнеса. Например, предпринимателям станет проще реализовать принцип «знай своего контрагента». Также запуск сервиса защитит многие компании от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счёт налоговой экономии. В «Климат-контроле» также заинтересованы участники госзакупок.

Соцсеть для обмена налоговой тайной это не только показатель технологического прогресса, такая программа послужит идее либерализация законодательства и обеления целых отраслей экономики. Налогоплательщикам станет удобнее получать различные услуги, например кредиты или государственные субсидии.

Однако существуют опасения, что внедрение услуги приведёт к повышению административной нагрузки на бизнес, ведь каждой компании придётся в индивидуальном порядке решать кому открывать доступ к налоговой тайне.

Кроме того, нужно помнить о риске кражи персональных данных, рассказал управляющий RTM Group Евгений Царёв: «Всегда есть такие факторы, как наличие уязвимостей в ПО, действия сотрудников и так далее. Однако меры безопасности, скорее всего, будут достаточно высокими – на уровне ГИС. Вопрос в том, какие данные будут в соцсети на самом деле. Информацию о взаимодействии контрагентов не представляет большой сложности украсть уже сейчас. Но здесь планируется, что все данные будут в одном месте. По нашему мнению, вряд ли стоит ожидать таргетированных атак на подобную базу. Скорее, будут иметь место утечки через сотрудников, которые затем будут поступать сборщикам серых баз данных. Такие инциденты мы наблюдаем сейчас повсеместно, включая крупные структуры федерального уровня. Каждый бизнес должен оценивать соотношение удобство-риски самостоятельно. Для нашего бизнеса это удобно. Для других может быть слишком рискованно. Это будет полезно и актуально только в случае, если реализация будет соответствующей. Этот пункт как раз обычно и является слабым местом».

К разработке Минфина остаются вопросы. Например, где чиновники собираются хранить сервера с «Климат-контролем», и как они будут защищать информацию от взлома и действий инсайдеров?

Более того, в некоторых случаях раскрытие налоговой тайны может лишить бизнес коммерческих преимуществ. Не станет ли пользование сервисом основанием для предъявления компаниям дополнительных налоговых претензий? И не скажется ли это негативно на конкуренции? Например, некоторые предприниматели могут отказаться сотрудничать с молодыми предприятиями, выяснив, что у них отсутствует бизнес-история.

Игорь Прусаков

Популярные