USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Москва будет страдать. Опубликован прогноз влияния нового локдауна на столичную экономику.

28 октября 2021

Согласно данным Аналитического центра Москвы, меньше всего от новых ограничительных мер пострадают сегменты торговли продуктами и товарами первой необходимости. Какие сферы экономики города будут затронуты локдауном сильнее всего, читайте в материале Игоря Прусакова.

Больше всего ограничения, вводимые с 28 октября до 7 ноября, повлияют на сферу торговли потребительскими товарами повседневного спроса, считают специалисты аналитического центра Москвы. Под основным ударом окажутся сегменты продажи одежды, обуви, косметики и подобные им другие. А менее всего недельный локдаун затронет продовольственные магазины и предприятия области товаров первой необходимости.

Торговлю электроникой, бытовой техникой, мебелью и прочими крупными товарами для дома тоже ожидает спад. Например, в предыдущие периоды введения ограничений отмечалось снижение оборотов этого рыночного сегмента от 20% до 30% от показателей полноценного функционирования.

Более серьёзного «проседания» подобных предприятий аналитики центра не ожидают из-за роста онлайн продаж. По данным статистики рост покупок через Интернет в апреле 2020 года даже увеличил оборот этого рыночного сегмента по сравнению с показателями первых месяцев 2020 года. Продажи компьютеров и цифровых гаджетов возросли на 16%, а мебель, бытовая электроника и другие товары для дома продавались лучше на 25%.

Однако в сфере услуг, в которой продажи в онлайн формате проблематичны или невозможны, спад неминуем: по опыту прошлого локдауна среднесуточное снижение оборотов полностью закрытых отраслей может достигать от 60% и более.

Влияние недели ограничительных мер необходимо рассматривать в долгосрочной перспективе. Учитывая непродолжительные по времени ограничения, потребители будут склонны совершить запланированные покупки до локдауна или уже после него. Например, в прошедшие выходные (23-24 октября) отметились увеличением оборотов магазинов одежды и обуви (+14%), парфюмерии и косметики (+13%).

Несмотря на то, что продуктовые магазины продолжат работу в период нерабочих дней, за выходные 23-24 октября их выручка выросла на 20%. Причём, наиболее существенный рост оборотов показали специализированные продовольственные магазины. По мнению специалистов Аналитического центра Москвы, горожане запасаются продуктами, но в отличие от прошлогодней ситуации не опасаются дефицита. Не зафиксировано и повышенного спроса на медикаменты, аптеки продолжат работу во время действия ограничений и будут доступны, как в обычные дни.

По опыту предыдущего карантина, снижение оборотов театров и музеев может достигать почти 50%, однако теперь их посещение будет возможно при предъявлении QR-кода. Число вакцинированных граждан возросло, поэтому аналитики ожидают не такое серьёзное влияние карантина на прибыль этих учреждений, как при локдауне 2020 года.

Помимо этого, обсуждаемая неделя придётся на период ноябрьских праздников, во время которых в организациях торговли и услуг традиционно наблюдается снижение оборотов. Если меру в дальнейшем не продлят, потери бизнеса окажутся менее существенными, как если бы это происходило в обычные рабочие дни.

Напомним, накануне журнал Forbes опубликовал исследование отчётности почти 135 тысяч малых и средних российских предприятий, которое провёл сервис «Актион Финансы». Исходя из полученных данных, в 2020 году в России почти на 60% увеличилось количество компаний, которые показали нулевую прибыль или убыток по сравнению с 2019 годом.

Без прибыли в 2020 оказалась почти каждая пятая коммерческая организация. Серьёзнее всего пандемия осложнила работу предприятий бытовых услуг, гостиничного бизнеса, общепита, культуры и строительства. Меньше других пострадали сегменты недвижимости, добычи полезных ископаемых, образования, сельского хозяйства и утилизации отходов.

При этом по малым предприятиям (с выручкой до 800 миллионов рублей) антипандемийные меры ударили сильнее, чем по средним (до 2 миллиардов рублей). Больше всего убыточных компаний зафиксировано в Кабардино-Балкарии, Чечне, Карачаево-Черкесии, Белгородской области и Санкт-Петербурге.

По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова всего от карантинных ограничений в России пострадали более 4 миллионов компаний. Это две трети всех российских предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Игорь Прусаков

Популярные