USD 61,77 ₽
EUR 64,99 ₽

Между мирами. Есть ли будущее у офлайн торговли?

28 июля 2022

С развитием технологий покупатели всё чаще приобретают товары онлайн. Пандемия увеличила количество тех, кто считает, что онлайн-торговля вытеснит традиционную. Эксперты считают, что в обозримом будущем реальные магазины не исчезнут, однако их почти наверняка ожидают изменения.

Доля онлайн-продаж в российской рознице составляет не менее 7%, и сегмент растёт внушительными темпами. Даже до начала пандемии, с 2011 по 2019 год, его средний годовой рост составлял 28%. Объём e-commerce за январь–апрель 2022 года составил 1,5 трлн. рублей, что на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

На рост российской интернет-торговли влияет увеличение числа активных пользователей интернета, которые всё больше покупают онлайн. По данным Data Insight в 2021 году россияне совершали покупки в интернете на 100% чаще. Так что же делает онлайн-шопинг столь популярным?

«Как эксперт компании, которая 17 лет занимается разработкой интернет-магазинов и маркетплейсов на глобальном рынке, могу сказать, что цифровая коммерция развивается, прежде всего, благодаря экономической привлекательности для продавцов и покупателей. Это комфорт и экономия времени», - объясняет технический директор Simtech Development Олег Бидзан, - «Сегмент также чувствителен к политическим и общественным событиям, а также переменам в законодательстве».

Конечная цена товара, купленного онлайн, получается ниже. Продавцам не нужно платить за аренду магазинов. Иногда им не нужен даже склад, товар можно поставить покупателю напрямую от производителя. Не нужны оборудование и многочисленный персонал.

Покупки доставят в любое удобное место. Процедура возврата дефектного товара происходит быстрее, чем в обычных магазинах и без бумажной волокиты. В свою очередь владелец интернет-магазина получает возможность экономить время и управлять бизнесом дистанционно.

Онлайн шопинг стал незаменимым в пандемию. Нынешний политический и экономический кризис тоже провоцирует рост продаж. На популярность торговли через интернет влияет и законодательство страны. Например, в России нельзя продавать алкоголь онлайн, а в Испании или Италии этим никого не удивишь.

«Ключевой фактор это «энергосбережение» - экономия времени, ресурсов, а главное денег, потому что, как правило, онлайн магазины торгуют дешевле. Онлайн-площадки не стоят на месте, а развиваются, продвигаются, завоёвывают популярность среди потребителей, предлагая и промо, и акции и удобную доставку, и еще целый перечень удобных инструментов», - рассказывает операционный директор проекта Salary Index Екатерина Ивашкевич, - «После февраля 2022 года к факторам роста прибавился ажиотаж. Сейчас влияет сезонный спрос, а привычка покупать онлайн сохраняет небольшой прирост онлайна. Еще одним важным фактором станет собственные торговые марки, они дешевле и постепенно замещают опустевшие ниши. Отмечу, что в онлайне выше размер среднего чека (1500 – 1600 рублей) и значительно выше, чем в офлайне, частота покупок».

В отдельных отраслях e-commerce действительно может полностью вытеснить офлайн. Прежде всего, в сегментах, где покупателю перед покупкой не нужно потрогать или примерить вещь. Это, например, электроника, строительные товары и продуктовые магазины. Доля онлайн покупок электроники и бытовой техники уже сейчас очень высока, поэтому на рынке ожидают, что эти магазины рано или поздно переместятся в виртуальность.

Кроме того, есть услуги, которые можно получить исключительно через интернет: онлайн-курсы, подписки на просмотр фильмов или прослушивание музыки.

«Прежде всего, в онлайн уходят средние и мелкие предприниматели, им выгодно торговать через площадку, чем арендовать помещение», - продолжает операционный директор проекта Salary Index Екатерина Ивашкевич, - «Согласно недавнему исследованию агентства Ipsos, примерно 50% покупателей предпочитает онлайн площадки и столько же – офлайн. Онлайн лидирует в бытовой технике и электронике (56%), книгах, канцелярии, развлекательных товарах (56%), а также косметике и аптечных товарах (50%). Клиентов привлекают удобство покупок, более выгодные предложения, возможность не торопиться с принятием решения, доступ к более широкому выбору брендов и товаров, а также к разным магазинам».

Покупки продуктов тоже ожидает переход в виртуальную среду. Процедура похода в магазин за молоком и хлебом не будет популярной, если ретейлеры предложат высокий уровень диджитал-продаж. Но в этом сегменте всё ещё существуют проблемы с логистикой, скоростью доставки и множеством других аспектов.

Впрочем, переход лишь вопрос времени и привычки. Например, в Москве экспресс-доставка продуктов уже стала будничной. Товары доставляют за 15 минут и это меньше, чем придётся потратить, чтобы дойти до магазина, собрать корзину, отстоять очередь в кассе и вернуться домой.

В будущем рынок ожидает парадоксальная ситуация: чем крупнее продуктовый гипермаркет, тем меньше у него шансов выжить. А продуктовые «у дома» точно останутся востребованными, ведь у людей всегда будет потребность захватить что-то во время прогулки, по пути на работу или домой. Но и эти магазинчики «у дома» ждут перемены – они уменьшатся и станут более специализированными.

«В 2021 году доля интернет-продаж в наших магазинах составила 16%. Мы видим, что расстановка сил розничной и онлайн торговли пока еще далека от 50 на 50», - говорит основатель розничной сети товаров для активного отдыха «ОхотАктив» Андрей Шелестов, - «Безусловно, онлайн-канал будет расти. Интернет-торговля удобна и начинающим предпринимателям. Если магазин в соцсетях стал успешным, можно попробовать и офлайн-магазин. Такой пошаговый подход очень сильно снижает риски».

Между тем, некоторые категории товаров очень сложно выбирать удалённо. Это требующие примерки одежда и обувь или, например, косметика. Онлайн-продавцы пытаются компенсировать этот недостаток с помощью технологий дополненной реальности, детального описания товара на сайте, возможности предварительных примерок и политикой бесплатных возвратов. Но в этой категории онлайн-площадки всё еще проигрывают офлайну.

По мнению технического директора ИТ-компании Simtech Development Олега Бидзана офлайн продолжит существовать даже просто потому, что многим людям нравится ходить по магазинам: «Для одних это способ отдохнуть, для других - лично убедиться в качестве продукта (потрогать, проверить функционал, примерить). Традиционная торговля остаётся ведущей для дорогостоящих и технически сложных изделий. Сложно представить, например, что фрезерный станок кто-то будет покупать в онлайн. То же самое касается предметов антиквариата, предметов искусства, лекарств. Или автомобилей, хотя недавно компания Tesla сломала этот стереотип и стала продавать их в интернете, подгоняя купленные авто прямо к дому владельца. Однако главный тренд - гибридное существование онлайна с офлайн. Покупатель может посмотреть товар в обычным магазине и купить его позже в сети. Например, человек, который хочет приобрести наушники, сначала проверит их звучание в обычном магазине, а купит позже в онлайн-магазине или маркетплейсе. Бывают и обратные ситуации. Пользователь увидит рекламу товара в сети, изучит характеристики, а затем купит его в обычном магазине».

Перед пандемией в Амстердаме прошёл World Retail Congress (Всемирный розничный конгресс), который считается самым значимым событием для ритейла в Европе. Участники обсуждали скорость изменений технологий и сервиса в своём бизнесе, а также реакцию предпринимателей на перемены.

Наряду с такими выводами конгресса, как возрастающее влияние Востока на концепции розничной торговли, удорожание человеческого труда, снижение стоимости продукта, рост стоимости услуг и контента, был и такой: интернет-магазины массово выходят в офлайн. По мнению европейских предпринимателей, будущее розничной торговли именно в кооперации онлайн и офлайн площадок.

«Когда появился кинематограф, говорили, что театр умрёт. Но этого не случилось. Когда появились онлайн-кинотеатры, прогнозировали, что люди перестанут ходить в кино. Но посетителей традиционных кинотеатров по-прежнему много. Вопрос о потенциальной смерти магазинов в связи с развитием интернет-торговли — такого же порядка. Онлайн и офлайн — два разных канала продаж. Оба будет жить, дополнять друг друга и создавать эффект синергии», - предполагает основатель розничной сети товаров для активного отдыха «ОхотАктив» Андрей Шелестов, - «Развитие розничной торговли происходит через омниканальность. Онлайн дает охваты, традиционные магазины — реальных покупателей, которые со временем могут стать онлайн-покупателями. Всё это — взаимодополняющая история и некий круговорот».

Физические магазины перестают быть альтернативой онлайну и встраиваются в общую структуру продаж. Площадки дополняют друг друга и разделяют между собой разные функции, работая на общую цель – увеличение продаж и улучшение опыта покупателя.

 

Игорь Прусаков

Фото: pexels.com

Популярные