
Эпидемия коронавируса, локдаун, переход на удаленную работу приучили россиян к онлайн-шопингу. Но и после возвращения к привычной жизни потребители не отказались от покупок в интернете. В 2020 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. Почему малый и средний бизнес все чаще выбирает для торговли глобальные площадки в сети, и победит ли онлайн розничные магазины, - в материале konkir.ru.
Пандемия COVID-19 и введенные ограничительные меры испытали на прочность большинство сфер бизнеса. Не у всех получилось справиться с этим кризисом, но были и те, кому удалось выйти на новые рынки и даже повысить доход. Интернет-площадки, объединяющие продавцов со всей страны, стали спасительным инструментом для предпринимателей.
В 2020 году 89% продавцов увеличили свой объем продаж на маркетплейсах. Такие данные приводит аналитическое агентство Data Insight в исследовании «Селлеры на российских маркетплейсах». В то же время лишь 55 % продавцов нарастили обороты через собственный интернет-магазин.
Федор Вирин - партнер компании Data Insight: «В 2020 году большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, Яндекс.Маркет и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и Яндекс.Маркета».
Распространение вируса дало толчок развитию интернет-шопинга и заставило малый бизнес активно осваивать это направление.. До локдауна далеко не все коммерсанты уделяли внимание данному каналу продаж.
Собеседница konkir.ru Ольга Л. занимается производством и продажей кожгалантереи. Ее фирма присутствует на рынке с 2014 года, но раньше купить продукцию можно было лишь в розничных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы, а также некоторых других регионов.
«В рознице люди годами привыкли работать по определенной схеме, мало кто выходит на маркетплейсы, хотя товара очень много. Их останавливает скудность мышления, непонимание ситуации, они боятся выходить на новые рынки, мониторить современные тенденции. Неизвестность пугает многих. Так было и с нашей фирмой. Мы были не готовы, не знали, с чего начать, не понимали, как это делается. Да и признаться, мы не думали, что сможем там много заработать», - рассказывает предприниматель.
Для многих в условиях самоизоляции онлайн-торговля стала практически единственным способом совершать привычные покупки. Люди, до сих пор относившиеся с недоверием к подобному шопингу, сначала активно скупали товары первой необходимости и запасались лекарствами, а после долго сидения в квартирах стали тратить на покупки в интернете все больше.
«В первый же месяц Ozon нас спас, особенно в апреле, когда были закрыты магазины, ни один розничный клиент тогда не платил.Потихоньку мы начали загружать на маркетплейсах одно изделие за другим, и это стало для нас ощутимым подспорьем. Уже первый месяц мы отработали с приростом. С каждым месяцем прибыль увеличивалась практически в два раза. Люди сидели дома, скучали, совершали много спонтанных покупок. Маркетплейсы были единственным источником дохода в то время. Именно они позволили нам остаться на плаву», - рассказывает собеседница издания.
Три месяца самоизоляции привели в онлайн-магазины не менее 10 млн человек (по оценке Data Insight). Эксперты считают, что сформированная в карантин привычка к интернет-покупкам останется у большинства и в будущем.
Почему маркетплейс?
Ежедневно на маркетплейсы приходят миллионы покупателей, такими цифрами не могут похвастать крупнейшие торговые центры в столицах, что уж говорить о магазинах в регионах. Это, пожалуй, одно из главных преимуществ онлайн-платформ. Около 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи, 42% — чтобы расширить географию продаж и выйти в другие регионы, 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров.
Еще одно серьезное преимущество – спонтанные покупки. Маркетплейсы мотивируют потребителей на приобретение сразу нескольких позиций за один раз. Система рекомендаций, легкость получения товаров побуждают пользователей покупать больше. Придя на платформу за конкретным продуктом, пользователи добавляют в корзину еще несколько товаров повседневного спроса, которые предлагаются с хорошей скидкой.
Почти половина продавцов маркетплейсов вообще не используют для продаж свой интернет-магазин. Им не нужно заниматься технической поддержкой сайта, обеспечивать логистику, а главное искать покупателей. Крупные площадки вызывают больше доверия у посетителей, большая часть покупок там предоплачена. Оставить свои персональные данные на малоизвестном сайте потребителю сложнее.
Стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами, с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии таких площадок не одинаковы: диапазон составляет 3-22% от завершенной продажи. Самые низкие у AliExpress, а очень высокие – у Ozon. Отличаются тарифы на доставку до покупателя и возврат заказов, стоимость хранения товаров.
У каждого онлайн-канала свои требования к документации и свой список необходимых сертификатов и разрешений. Так, например, на Wildberries сертификаты вообще не нужны. Взвесив все условия, любой предприниматель сможет подобрать для себя удобный маркетплейс. В среднем селлер ведет торговлю сразу на 2-3 площадках.
Кто победит?
На сегодняшний день более чем для половины (55%) селлеров, использующих маркетплейсы для продажи товаров, это основной или единственный канал продаж. Малым компаниям гораздо проще выживать, продавая товары через глобальные онлайн-площадки. По мнению Ольги Л., трудозатраты на работу с маркетплейсами значительно меньше. Розничный магазин должен быть открыт двенадцать часов, необходимо оплачивать аренду, там должен быть сотрудник, а то и не один. Обеспечение такой деятельности дороже, а значит и цена на товар будет выше.
«Работать можно и там, и там. Но будущее, однозначно, за маркетплейсами. Розница медленно, но верно умирает. Сейчас очень часто покупатель приходит в розничный магазин, выбирает товар, изучает, фотографирует, а потом идет и покупает на маркетплейсе, потому что там дешевле», - говорит Ольга Л.
Онлайн-продажи не собираются уступать завоеванные позиции. Как прогнозируют аналитики, к 2024 году продажи в интернете будут расти на 33% ежегодно. Но говорить о полном поражении розничных магазинов пока рано. Оффлайн также будет развиваться. Поход в торговый центр для жителей мегаполисов давно стал излюбленным времяпрепровождением, а значит крупные игроки не потеряют своих клиентов. Да и никакой онлайн не заменит реального общения. Есть определенные товары, выбрать которые можно только вживую, их важно потрогать, примерить, понюхать. Скорее всего, полностью в интернет-продажи уйдут лишь некоторые категории - книги, техника.
По состоянию на начало 2021 года в рейтинге по числу продавцов, представленных на торговой интернет-площадке, лидирует Wildberries с 91 тысячей продавцов. На втором месте AliExpress (учитываются только российские продавцы) - 35 тысяч селлеров. За ним следует Ozon - 18 тысяч (сентябрь 2020 года, goods.ru и Яндекс.Маркет, у которых по 8 тысяч и 7,3 тысяч продавцов соответственно.
Полина Быкова