USD 60,88 ₽
EUR 63,05 ₽

Креативный бизнес: как предприниматели продвигают культурную идентичность городов?

3 ноября 2022

В каждом регионе России собственные исторические и культурные особенности. Познакомиться с местным колоритом можно в музеях, промысловых выставках и сувенирных лавках. Для полного погружения в традиции попробуйте местную кухню, пообщайтесь с коренными жителями и представителями этнических меньшинств. Креативные индустрии знакомят гостей с городской идентичностью. Такой бизнес повышает престиж региона и привлекает туристов.

Закрытия границ в пандемию и санкционные ограничения, в том числе, касающиеся зарубежных перемещений россиян, открыли путь для развития внутреннего туризма. Люди стали больше путешествовать по собственной стране. С появлением спроса на местный колорит – появилось и предложение. В России стал повсеместно развиваться креативный кластер с акцентом на культурную идентичность региона.

Бизнес задумался над созданием условий для творческого развития культурных особенностей, сохранением и продвижением местной идентичности. Одним из направлений такой работы стало восстановление и приспособление исторических зданий.

Серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор Дмитрий Гачко и его коллеги разместили в историческом особняке XIX века в центре Петербурга арт-пространство «Третье место».

Ещё несколько лет назад старинное здание пустовало, а теперь это одна из городских «точек притяжения». Создатели локации максимально сохранили исторический вид особняка, объединив традиционные выставочные залы и «цифровое искусство», образовательный центр и лекторий, кинотеатр, в котором показывают авторские фильмы и коллекцию работ российских художников.

««Третье место» - уникальный проект на стыке исторического наследия и современной культуры, центр исследования и взаимодействия технологий и искусства»,- рассказывает Дмитрий Гачко. – «Например, у нас есть отдельный проект Third Place NFT, где мы не только представляем современный digital art, но также будем токенизировать реальные шедевры искусства и продавать их в виде NFT по модели Fractional Ownership. Название пространства – отсылка к концепции социолога Рэя Ольденбурга, согласно которой третье место – это часть городского пространства, которая не связана с домом («первым местом») или с работой («вторым местом»)».

Сохранение культурного наследия и региональной идентичности креативного кластера повышает престиж и конкурентоспособность территории. Бизнес, в основе которого лежит традиция, становится визитной карточкой и импульсом для развития региона: расширяется спектр товаров и услуг, повышается уровень занятости, растёт туристический трафик. Команда «Френдшеф» из Кировска Мурманской области предлагает буквально попробовать регион на вкус.

«Изначально проект планировался как служба доставки готовых блюд и полуфабрикатов, «изюминкой» которых был упор на региональные продукты. Вот, например, ребята-туристы, собираясь на денёк в горы, могли взять с собой набор для приготовления местной форели в свекольном маринаде, к которому прилагается инструкция. Так сказать, сделай сам, - рассказывает один из авторов проекта Илья Максимов. Но «Френдшеф» меняется и развивается, всё больше участвуя в создании и развитии арктической кухни, всё дальше путешествуя со своими фирменными блюдами, наполненными северным теплом и тесно сотрудничая с «Гастрономической картой России». У нас есть как северный фаст-фуд, например, «Баренцев кармашек» с северной треской фри и овощами, так и сложные, но не менее узнаваемые, «Перлов» и «Калья». И если перлов – наше авторское блюдо из перловки, оленины и северных грибов, то рецепт кальи – старинного праздничного рыбного супа, пришлось воссоздавать из обрывков и упоминаний в разных источниках».

Самые яркие воспоминания остаются от посещения мест, в которых человек испытал сильные эмоции. О чувственной составляющей гостей города позаботились библиотекари Коломны. С прошлого года в городе реализуется федеральный проект «Эмоциональная карта Коломны». Его суть: связать городские локации с ощущениями людей.

«Город – это, прежде всего, люди. На фоне города разворачивается жизнь его жителей: они грустят, радуются, влюбляются, дружат, злятся», - рассказывает  заведующий сектором по связям с общественностью МБУ КГЦБС Юлия Младенцева. – «Как авторы проекта «Эмоциональная карта Коломны» мы уверены, что в городе есть эмоциональные точки притяжения: места, которые вызывают у людей схожие эмоции. Чтобы выявить локации-точки эмоционального притяжения, библиотекари опросили 3500 человек и выявили 50 локаций, разбитых по 9 категориям. На следующем этапе, горожанам предложили рассказать свои личные истории, связанные с тем или иным местом. На деньги гранта на основе описаний созданы эмоциональные иллюстрации, фирменный стиль проекта и сайт с интерактивной картой. Проект помогает восстановить эмоциональную связь горожан и города. Отличительной чертой проекта стала эмоциональная сопричастность, когда краеведческая информация опосредована чувствами и эмоциями горожан».

Дополняют сайт «Эмоциональной карты Коломны» серия парфюма с запахами коломенских улиц, созданная совместно с «Библиотекой ароматов», и авторские открытки с любимыми локациями горожан, нарисованные коломенской художницей Аленой Брагиной.

При этом проект «Эмоциональной карты» открыт для внедрения других бизнес-идей. А получить полезную для креативных индустрий краеведческую информацию можно в региональных библиотеках. «Сейчас «Эмоциональная карта Коломны» - полноценный медиаресурс, где бизнес может найти информацию для построения стратегии развития в той или иной локации города. По замыслу кураторов проекта, в дальнейшем любой желающий сможет поработать с картой, предложить администраторам новые эмоциональные локации. Данные нашего исследования могут быть востребованы для креативного бизнеса, создания дизайна общественных пространств, создания комфортной городской среды»,- поясняет Юлия Младенцева.

После ухода из России крупных западных компаний, количество инвестиций резко уменьшилось. Бизнес опасается вкладываться в новые проекты, а игроки ожидают трансформацию рынка. Поддержка проекта во многом зависит от сферы реализации. По мнению инвестора Дмитрия Гачко, для привлечения финансирования нужно, чтобы в стартапе сошлись несколько факторов: «Во-первых, проект должен работать на большом и перспективном рынке. Второе - продукт и технология должны быть масштабируемыми. И третье - необходима талантливая и опытная команда, с высокими компетенциями. Многие стартапы думают, что если их продукт уникальный и нет конкурентов в нише, то это очень хорошо, но это не так. Другой момент — это отсутствие доверия инвесторов. Например, у стартапа из акселератора больше шансов привлечь инвестиции. Нужно быть видимым на рынке, так шансов гораздо больше».

Глобальные изменения в экономике страны неминуемо приведут к пересмотру основных направлений инвестирования. Вероятно, возрастёт роль государственной поддержки частного сектора. Государство в роли инвестора и спонсора будет определять, насколько полезен проект для экономики и как скажется на имидже региона. «В настоящее время людям нужны смыслы, возрастает роль малой родины. Стартапы, помогающие людям не просто потреблять, а становиться созидателем в родном городе, получат поддержку, как у инвесторов, так и у людей»,- считает заведующий сектором по связям с общественностью МБУ КГЦБС Юлия Младенцева. – «Работать, не выстраивая контакта с местными сообществами, становится всё сложнее. Проект «Эмоциональная карта Коломны» стал этому подтверждением. Поэтому, чаще всего, поддержку не получают стартапы, существующие вне местного сообщества, изолированные от его нужд и потребностей.

Креативный бизнес не только продвигает ценность родной культуры, но и обеспечивает конкурентоспособность регионов и городов. Опыт последних лет показывает, что чем сильнее развиты творческие кластеры, тем более привлекательны и жизнеспособны территории. Однако в нынешних экономических условиях предпринимателям без государственной поддержки приходится не просто.

В конце сентября Российский союз предпринимателей подготовил доклад о важности развития инфраструктуры для креативных бизнес-кластеров и предложил Минфину, Минэкономики и Минкульту план развития такого предпринимательства. Отрасль предполагается стимулировать льготами и упрощением бюрократических процедур на местном уровне. Впрочем, эксперты считают, что предлагаемых мер недостаточно. Существенной поддержки стали бы льготы по федеральным налогам.

Однако главным препятствием развития эксперты называют то, что российское государство не осознаёт важности креативной экономики как таковой. И это несмотря на то, что об особой ценности российской культуры и даже о России, как «отдельной цивилизации» говорится с самых высоких трибун.

 

Александра Корнева

 

Популярные