USD 94,09 ₽
EUR 100,53 ₽

Что будет с индустрией кино в будущем?

10 апреля 2023

За последние годы изменения в киноиндустрии сказались на продолжительности видеоконтента, увеличении количества производств и их бюджетов, формате съёмок и способов распространения фильмов. Как на кинематограф повлияла пандемия? Что ожидает искусство кино в будущем? Выживут ли традиционные кинотеатры или показы полностью уйдут в онлайн? Ответы на эти и другие вопросы в материале на портале – konkir.ru

По сравнению с другими видами искусства, кино возникло сравнительно недавно. По этой причине на всю индустрию значительно влиял и продолжает влиять технический прогресс и рыночные тенденции.

Всё время своего существования кинематограф менялся, подстраиваясь под настроения аудитории, стараясь отвечать на её запросы. В последние десятилетия скорость этих перемен увеличилась, а события коронавирусной пандемии не только провели конкурентный отбор, оставив на плаву только самых «живучих» представителей бизнеса, но также кардинально поменяли формат индустрии.

Кино – продукт массовой культуры, его потребитель – человек, который не любит много читать и стремится получать информацию из интернета, используя цифровые гаджеты. Именно запросы такой аудитории задают нынешние тенденции в кинематографии. Причём, более восприимчивы к такому формату – молодые люди, на них зачастую и ориентируются создатели фильмов.

Современный зритель хочет получить максимум информации за минимальное количество времени, объясняет продюсер кинокомпании Good Win pictures Владимир Кильбург: «…поэтому на стриминговых платформах (и не только на них) появляются серии по десять минут и объясняется это тем, что наш зритель любит короткие формы, развивается формат «сними кино на телефон» и т. д. Также за последние годы появился тренд создавать фильмы по мотивам видеоигр или типа того – минимум смыслов и максимум развлекательности и квестов. Скорость рассказа, краткость, развлекательность…».

Пандемия коронавируса серьёзно повлияла на индустрию: закрытые кинотеатры, остановленные съёмки фильмов и сериалов, отменённые или перенесённые в онлайн кинопремии. Маленькие студии закрывались десятками, жанр авторского кино практически исчез. Кризис перенесли только топовые студии, но и те либо вынужденно отложили премьеры, либо «прокатили» их в полуубыток, рассказала сценарист сериалов Юлия Грицкевич. От условий самоизоляции выиграли только стриминговые сервисы: «В 2020-м году на некоторых платформах прирост аудитории составил до 70%! Гигантский скачок новых пользователей и общего времени, проведённого на сервисах даже вынудили провайдеров просить платформы снизить качество трансляций или общее количество стриминга. В 2021 году прирост слегка замедлился, зато расширилась география».

Рост онлайн-платформ в России и СНГ тоже произошёл, но из-за пиратства не был столь «взрывным», как в некоторых других странах. Количество оригинального контента на отечественных «стримингах» выросло, за 2022 год онлайн-кинотеатры выпустили 89 оригинальных проектов, что на 20% больше, чем годом ранее (данные TelecomDaily). А совокупная выручка крупнейших сервисов: «Кинопоиска», «иви», Start, more.tv и «Смотрим» от продажи фильмов и сериалов собственного производства в 2022 году превысила 5 млрд рублей.

«Важно отметить, что почти треть оригинального контента платформ — полные метры, - обращает внимание сценарист сериалов Юлия Грицкевич, - Весь 2022 год онлайн-кинотеатры активно поддерживали кинопрокат в России и, скорее всего, тенденция на производство фильмов онлайн-платформами будет только усиливаться».

Большинство взрослых россиян предпочитают смотреть фильмы и сериалы дома. Поэтому продукт для «среднестатистического взрослого гражданина РФ» создаётся традиционного телевизионного формата с вариациями качества по запросу аудитории и конкуренции за зрителя. Такие условия, по словам продюсера кинокомпании Good Win pictures Владимира Кильбурга, вызвали в отечественной киноиндустрии подорожание услуг и рост зарплат: «После снятия запретов на работу по окончании пандемии в 2021 году, летом запустились сразу около 50 релизов и стало понятно, что квалифицированные кадры для российского рынка – это проблема номер один. Взвинтились цены, а те, кто был малярами, стали называть себя художниками».

В 2022 году из-за военной операции в Украине прокат в России приостановили сразу несколько крупнейших голливудских студий: Disney, Sony, Warner Bros., Paramount и Universal. Раньше доля американских фильмов в прокате составляла около 30%, а российских картин было и того меньше. Теперь отечественные фильмы – половина всего проката (данные «Бюллетень кинопрокатчика»).

Конкурируют с ними европейские (французские, испанские, шведские, австрийские, бельгийские и других стран), индийские, китайские, южнокорейские и даже иранские картины.

Несмотря на такое разнообразие, зрителей в кинотеатрах стало меньше и общие сборы на рынке снизились на десятки процентов. Если сравнивать с доковидным 2019 годом, то в 2022 году кинотеатры не досчитались 33 млрд. рублей выручки (-65%). Причём, без наличия в репертуаре голливудских новинок, тенденция продолжится.

Вопреки общему снижению числа посетителей кинотеатров и уменьшению количества качественных фильмов, особенно заметны успехи некоторых российских хитов. Например, фильм «Чебурашка», вышедший в прокат во время новогодних каникул, поставил абсолютный рекорд как по сборам (более 7 млрд рублей), так и по количеству зрителей (более 13 млн).

Невозможно предсказать, когда в Россию вернутся большие американские студии, но,что ожидает международную кинематографию в ближайшие годы, исходя из нынешнего вектора развития, спрогнозировать можно.

«Через 5-7 лет международная киноиндустрия, вероятно, станет ещё более технологически развитой. Производственные компании будут использовать новейшие технологии для создания фильмов и улучшения их визуального качества, - размышляет руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» в рамках НИИ Развития Народного Образования Эмиль Ахундов, - <…> Кроме того, можно ожидать продолжения тенденций, связанных с увеличением бюджетов на производство фильмов и модернизации способов их распространения на новых платформах».

В наше время тренды в кинематографе задают западные кинофестивали класса А и голливудская кинопремия Оскар. Но уже сейчас намечается «современная новая волна» в культуре, в том числе, в киноиндустрии, прогнозирует кинорежиссёр, продюсер и доцент кафедры режиссуры игрового кино СПбГИКиТ Николай Котяш: «Что касается форматов, то в связи с интенсивным развитием информационных технологий, будет развитие онлайн платформ и формата виртуальной реальности. Видеохостинги и стриминговые платформы захватывают рынки. А VR развивается семимильными шагами. Впрочем, это совсем другой формат, который не в состоянии вытеснить классическое 2Dкино, также, как и театры не исчезли с приходом кинематографа. <…> Я предполагаю, что [в долгосрочной перспективе – ред.] коммерческое аттракционное кино уйдет в VR, а авторское останется в классическом формате 2Dкиносторителлинга. <…> Вполне вероятно, что не за горами момент, когда искусственный интеллект сможет сконструировать полностью готовое аудиовизуальное произведение с соблюдением законов драматургии, в том числе полностью создать всех персонажей, исключив из кинопроцесса работу всей съёмочной группы и актёров. Да, кино, созданное искусственным интеллектом возможно, но оно будет, как и сам интеллект – искусственное. Люди это будут чувствовать. У живых людей по-прежнему будут цениться произведения, созданные живыми людьми – талантливые, душевные, парадоксальные и в чём-то несовершенные».

При текущем положении дел международная киноиндустрия сохранит тенденцию на рост онлайн-платформ и дальнейшее развитие предлагаемого ими видеоконтента. Новые веяния будут задавать стриминговые платформы и видеохостинги. Наряду с классическими формами (полный метр, сериалы) разовьётся сегмент коротких форм, не требующих длительного внимания зрителя.

Традиционные кинотеатры останутся, но этот рынок, вероятно, ожидает кардинальная переструктуризация и в ближайшее время падение сегмента оффлайн-кинотеатров продолжится. Помня уроки пандемии, инвесторы будут охотнее вкладываться в онлайн-формат и с большой осторожностью – в традиционные кинотеатры.

 

Игорь Прусаков

Фото: Jonas Leupe (unsplash.com)

Популярные