USD 92,26 ₽
EUR 99,71 ₽

Большие проблемы малого бизнеса: что останавливает россиян от открытия своего дела?

27 марта 2023

Активные МСП – признак развитой экономики. Сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает значительный вклад в ВВП и налоговые доходы государства, создаёт рабочие места,  способствует внедрению инноваций и росту производительности труда. Однако в России процент по показателю занятости в секторе МСП значительно ниже, чем во многих других странах. С чем это связано? Что останавливает россиян от открытия своего дела -  об этом в следующем материале.

По состоянию на март 2023 года в едином реестре СМП зарегистрировано 6,1 млн ИП и ООО. В секторе малого и среднего предпринимательства занято более 15 млн человек. Вклад бизнесменов этой категории в ВВП страны оценивается в 21,9%. При этом, доля малого и среднего бизнеса в экономике развитых стран составляет 50–60%. Например, в Великобритании этот показатель достигает 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста).

«В России действительно недостаточное количество малых и средних предприятий. Одна из причин этого заключается в том, что государственный сектор занимает слишком большую долю, а сфера СМП качественно не соответствует по своим характеристикам аналогичному сектору в развитых странах: мало экспортёров, производственных компаний, технологических и инновационных стартапов - объясняет Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры». – Сегодня в России сложился определённый замкнутый круг. Вклад субъектов МСП в ВВП страны не такой существенный, как доходы с сырьевого рынка. В связи с этим государство меньше заинтересовано в поддержке бизнеса, что препятствует его развитию. В свою очередь из-за недостаточного количества предприниматели не могут оказывать существенное воздействие на государство в области совершенствования правил ведения предпринимательства».

«Прежде чем ответить на вопрос о состоянии и роли МСП в цифровой экономике РФ, надо определиться, есть ли в целом пространство для развития этих форм бизнеса при построении государственного капитализма, которое можно наблюдать в нашей стране последние десятилетия. То есть, предполагает ли устройство современной российской экономики наличие бизнес-моделей среднего и малого бизнеса, или мы идём по пути исключительно укрупнения подконтрольного государственной власти бизнеса?, – продолжает Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ -  При этом мы можем наблюдать значительные усилия государства по развитию МСП, но «заколдованные» двадцать процентов начинают «сжиматься». А ведь ещё несколько лет назад мы грезили удвоением этого показателя в горизонте 2030 года».

В условиях почти тотального охвата санкциями крупного бизнеса, от успешного функционирования субъектов МСП во многом зависит адаптация российской экономики  к современным реалиям. О важности развития предпринимательства не раз говорил президент РФ Владимир Путин. Так, например, выступая с посланием Федеральному собранию в марте 2018 года, глава государства объявил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%», а число занятых в СМП граждан вырастет до 25 млн человек. В нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» цель обозначена несколько скромнее -  32,5% ВВП к 2024 году. Однако, отмечает Сергей Гатауллин, предварительные итоги нацпроекта не вселяют оптимизм. «Да, сегмент не обвалился, но о реальном росте говорить не приходится. Государственная власть понимает значение МСП в экономике, пытается развивать эти формы предпринимательства, осуществляет попытки объединить усилия кадрового потенциала научно-образовательных учреждений и инфраструктурной базы индустриальных партнёров в создании инновационных продуктов, стимулирует стартапы посредством финансирования фондами, а значительных результатов не достигнуто. При этом опыт наших партнёров пространства БРИКС+ впечатляет. Проблема заключается в том, что помимо отсутствия развитой инфраструктуры МСП, в нашем государстве на крайне низком уровне находится и спрос на инновационные технологические продукты. А именно такие продукты и должны быть в основе получения конкурентных преимуществ бизнес-моделей МСП, а не бесконечные государственные дотации производства никому не нужных продуктов. Хотя на первом этапе становления бизнеса без мер государственной поддержки предпринимателям не обойтись».

Страх неизвестности

Каждый, кто начинает свой бизнес, имеет какую-то личную неудовлетворённость жизнью и желает разбогатеть, занимаясь любимым делом, создавая востребованные товары или услуги. Многочисленные социологические опросы последних лет показывают, что как минимум половина россиян не хотят работать «на дядю». Тем не менее, в найме остаются более 70% респондентов.  Главный конкурент бизнеса - государство. Для многих людей важны гарантированные выплаты, поэтому работа в госсекторе может представлять собой более привлекательный вариант, чем открытие собственного дела.

«У многих граждан в России никогда не возникало даже идеи открыть собственное дело, у них попросту отсутствует какая-либо мотивация. Основные причины этого: довольно большие риски и относительно короткая история развития малого бизнеса в России, который начал формироваться и развиваться только в конце 80-х годов,- считает Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры». – В настоящее время практически не ведётся просветительская деятельность, плохо развито предпринимательское образование, отсутствует реальное стимулирование ведения бизнес-активности. СМИ не создают положительного и позитивного образа предпринимателя, а, скорее, работают в противоположном направлении. Это привело к тому, что даже среди молодого поколения – школьников и студентов, желание заниматься предпринимательской деятельностью изъявляет лишь небольшая часть».

«Открытие своего бизнеса связано с риском,-  говорит  Алексей Полянский,  директор компании  «Фабрика приложений»  - Новый бизнес может не оправдать ожиданий или не принести достаточно прибыли. Кроме того, отсутствие гарантированного дохода и неочевидность будущих перспектив могут отталкивать потенциальных предпринимателей. Далее может иметь местодавление окружения. Восприятие в обществе о предпринимателях зависит от среды и бэкграунда. Некоторые люди видят бизнес как красивый и успешный образ жизни, но другие, напротив, считают это грязным и неморальным».

В настоящее время для поддержки и стимулирования развития предпринимательства в России действует национальный  проект «Мой бизнес».  Программы проекта предлагают необходимые меры для развития бизнеса на всех этапах – от появления идеи до выхода на рынок. Вместе с тем, на практике, граждане, решившиеся на открытие собственного дела, сталкиваются с большим количеством проблем, и это не беря во внимание временные трудности, связанные с санкциями и нестабильной экономической ситуацией.

Существует множество факторов, которые тормозят рост занятости в сфере малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, это административные барьеры и сложность бюрократических процедур. Усугубляют ситуацию высокая налоговая нагрузка, чрезмерное вмешательство со стороны контролирующих органов, нестабильность законодательства и вечный финансовый вопрос – отсутствие стартового капитала.

«Большинство предпринимателей в России принимают решение о создании своего бизнеса на основе собственных сбережений или заёмных средств от родственников и друзей, в то время как доступ к более крупным кредитам ограничен, - объясняет Тимур Фатыхов, юрист направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров «Юридической группы «Совет». - Это последствия крупных рисков для кредитных организаций особенно в отношении впервые регистрирующихся индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые не имеют устоявшейся репутации и положительной кредитной истории».

«Для открытия бизнеса необходимы инвестиции. Потенциальные предприниматели могут не иметь возможность запустить свой бизнес из-за отсутствия необходимых финансовых средств или знаний о том, как провести саму процедуру открытия бизнеса. – продолжает Алексей Полянский, директор компании  «Фабрика приложений». -  Открытие собственного бизнеса - это сложный процесс, включающий в себя юридические вопросы, налоговую отчетность, согласования с различными инстанциями и т.д. Недостаток информации об этих процедурах может отталкивать предпринимателей от начала своего бизнеса. Тем не менее, благодаря готовности к риску, желанию развиваться и упорству, многие замечательные предприниматели, создали своё дело и достигли в нём успеха.

Как помочь?

В России существуют различные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Для субъектов МСП действуют специальные налоговые режимы, существенно снижающие  налоговое бремя. Из-за санкций особое  значение приобрело льготное кредитование, субсидии, введение кредитных каникул, снижение налоговых ставок, установление моратория на проверки, а также поддержка предпринимателей-экспортёров.

Улучшить текущую ситуацию в сфере СМП могло бы повышение доступности кредитных проектов, сокращение бюрократических процедур, уменьшение количества необходимых разрешений и лицензий для создания и функционирования бизнеса.   При этом, отмечают эксперты, все принимаемые меры требуют постоянной актуализации.

Помимо материальной помощи, важна и информационная поддержка - программы обучения, направленные на помощь бизнесу в управлении и развитии, консультации специалистов по различным вопросам.  «Ещё одной мерой поддержки является создание специализированных бизнес-инкубаторов и акселераторов, которые предоставляют молодым предпринимателям помещения, оборудование, консультации экспертов и инвесторов для развития и расширения своего бизнеса,- отмечает Тимур Фатыхов, юрист направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров «Юридической группы «Совет» - Однако, несмотря на наличие таких мер поддержки, бизнес в России остается рискованным делом, что связано с множеством факторов, таких как наличие коррупционных схем, неэффективная судебная система, высокие налоги и сборы, сложная процедура получения разрешительных документов и т.д».

«Одной из проблем российской среды для ведения бизнеса остаётся непрозрачность взаимоотношений предпринимателей с государством. Это приводит к тому, что один и тот же закон или иной нормативный акт может по-разному применяться к разным компаниям, - продолжает Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры». – Сама суть предпринимательской деятельности связана с определённым риском и ждать идеальных условий бессмысленно. Однако в России эти риски носят иной характер. Из-за несовершенства законодательства любой предприниматель на протяжении всего периода своей деятельности рискует совершить ошибку или нарушить какие-либо правила, что с высокой вероятностью приведёт к наступлению юридической ответственности вплоть до уголовной. Из-за того, что многие нормы являются крайне неопределёнными, а некоторые и вовсе считаются «резиновыми», незаконной или нарушающей могут признать деятельность практически любого бизнесмена. Сюда же накладывается проблема непостоянства законодательства и регулярного внесения изменений, появления новых правил».

Укрепление авторитета судебной власти и повышение уровня правовой защиты бизнеса могло бы значительно поспособствовать развитию малого и среднего предпринимательства в  России. Определённые шаги в этом направлении всё-таки  делаются. Например, периодически появляются инициативы по декриминализации ряда экономических преступлений, их выводу из-под действия уголовного права и замене на меры административного воздействия.   Так, недавно уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предложил убрать из УК картельные сговоры, отделив картели на товарных рынках от сговоров на торгах.

 

Александра Корнева

Фото: pexels.com

 

Популярные