После введения санкций российские власти обозначили своим приоритетом развитие предпринимательства. Что нужно сделать для стимуляции отрасли и в чём заключается основные сложности? Хватает ли бизнесу той поддержки, которую оказывает ему в условиях санкционных ограничений государство? Разбираемся в материале на портале konkir.ru
Введённые из-за СВО в Украине антироссийские санкции серьёзно ударили по экономике страны, отрезали крупнейшие банки от международных транзакций и отчасти лишили отечественных предпринимателей иностранных партнёров. Ситуация заставила российские власти задуматься о поддержке и стимулировании бизнеса.
Чиновники различных уровней заявляют о снижении количества административных процедур, внедрении и реализации более действенных механизмов защиты прав добросовестных инвесторов и предпринимателей. Наращивается помощь бизнесу через налоговые послабления, субсидии, предоставление грантов и льготных кредитов.
Многие предприниматели действительно ощутили улучшения по некоторым позициям. В первую очередь речь идёт о моратории на проверки бизнеса, появлении преференций, а также повышении порога уголовной ответственности предпринимателей по ряду правонарушений.
«Количество проверок снизилось за год в 2,4 раза, количество штрафов сегодня составляет всего лишь 40–60% от всех предусмотренных мер воздействия на бизнес. Качественные изменения заключаются еще и в том, что 70% от всех мероприятий — это профилактические мероприятия», — заявил в июне на Петербургском международном экономическом форуме уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Экономические преференции особенно заметны в IT-секторе, считает серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор и основатель ГК ITGLOBAL.COM Дмитрий Гачко: «Сейчас для ИТ-компаний есть всевозможные налоговые льготы, что, конечно, не может не радовать и показывает заинтересованность государства в поддержке. Мы активно используем эти возможности, среди которых сниженные страховые взносы и нулевой налог на прибыль. Кроме этого, у нас есть продукты из списка российского ПО, которые не облагаются НДС. Все эти льготы являются неплохой поддержкой для ИТ-отрасли и, кажется, что ещё больше льгот не нужно».
Государство оперативно среагировало на геоэкономические вызовы и «выпустило на рынок» меры поддержки мобилизованным предпринимателям, говорит основатель центра «Консалтинг для всех» Вадим Тарасов: «В эту категорию попадают такие «свежие» меры, как отсрочки по налогам и кредитам, автоматическое продление лицензии, расторжение госконтрактов без штрафных санкций. Появились более качественные и глобальные меры консультационной поддержки. Запущена Платформа МСП, на которой активно разворачиваются услуги обучения, наставничества и проведения консультаций».
«За последний год государство действительно активно оказывало всевозможную поддержку бизнесу, - подтверждает генеральный директор консалтинговой группы «Гебель и партнеры» Сергей Гебель, - одним из главных послаблений для большей части российского бизнеса стал введённый ещё в марте 2022 года мораторий на плановые проверки. Его продление вплоть до 2030 года означает, что существенная часть предпринимателей почувствует значительное снижение административного давления со стороны государства. Однако это не значит, что бизнес сейчас никак не контролируется и соответственно количество нарушений будет постоянно расти, поскольку внеплановые проверки никто не отменял».
При планировании мер поддержки отдельно отмечалась важность соблюдения правовой и судебной стабильности. Это необходимо, чтобы правовые нормы оставались неизменны, а предприниматель знал, на какие законы ему ориентироваться. Бизнес в лице РСПП также просил политиков частично декриминализировать отдельные экономические преступления, смягчить наказания и повысить планки допустимого ущерба.
По некоторым пунктам власть пошла предпринимателям навстречу. В частности, в начале июня 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому обвиняемых в экономических преступлениях будут отправлять в следственный изолятор только при строго определенных обстоятельствах (если человек до этого скрывался, нарушил ранее избранные ограничительные меры или у него нет места жительства). Теперь при выборе мер пресечения для бизнесменов судам необходимо отдавать предпочтение подписке о невыезде, залогу, домашнему аресту или личному поручительству.
Принятый закон направлен на борьбу со злоупотреблениями положением и практикой «блокировки»: когда бизнес обвиняемого останавливается из-за следственных действий, а когда уголовное дело разваливается, время оказывается упущенным и в выигрыше оказываются конкуренты-недоброжелатели. Теперь предприниматели смогут продолжать конкурировать даже во время расследования.
Ещё одно правовое нововведение позволяет владельцам бизнеса избежать уголовного наказания в случае трёхкратного возмещения ущерба от преступлений в области незаконного предпринимательства. При условии, что нарушение совершено впервые.
Впрочем, какими бы эффективными не были меры, бизнес не сможет развиваться без наличия необходимых условий, объясняет основатель и CEO Mandarin Алексей Толстик: «Нужно не только предоставлять помощь, с чем государство в целом справляется, но и решать давно существующие проблемы, затрудняющие и ограничивающие развитие бизнеса: административное давление, а именно сложности, связанные с государственным регулированием этой сферы, высокий уровень коррупции и участие государства в бизнесе (доля государственного сектора в экономике составляет более 60%). Практически во всех отраслях экономики государство присутствует как бизнес-игрок, причём даже в сферах, которые не имеют стратегического значения. Это финансовый сектор, IT, все виды торговли, девелопмент и строительство, промышленное производство, добыча и переработка ресурсов, транспорт и т.д. Именно наличие государства как ключевого игрока на рынке ограничивает предпринимательскую и инвестиционную активность. Антимонопольные органы это обстоятельство не интересует».
На предпринимателей давят введённые против России санкции, особенно отсутствие возможности совершать трансграничные расчёты, напоминает серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор и основатель ГК ITGLOBAL.COM Дмитрий Гачко: «Из того, на что нужно направить усилия, это работа над комфортностью экспортного потенциала российской юрисдикции. Это ликвидация валютного контроля для экспорта ИТ-продуктов и услуг. Возможность использования для расчётов внебанковской системы — то есть блокчейн-технологии или, как говорят в просторечии — криптовалют».
По мнению генерального директора консалтинговой группы «Гебель и партнеры» Сергея Гебеля, даже если отбросить временные трудности, связанные с санкциями и общей нестабильной экономической ситуацией в мире, останутся не менее значимые факторы, которые мешают развиваться предпринимательству в России: «К основным проблемам развития малого и среднего бизнеса можно отнести: нехватку финансовых средств у предпринимателей как для открытия своего дела, так и для его ведения в последующем, высокую налоговую нагрузку, чрезмерное вмешательство со стороны контролирующих органов, большое административное давление, нестабильность законодательства, постоянные изменения, требующие не только изучения, но и полной перестройки всех процессов. Так, из-за несовершенства законодательства любой предприниматель на протяжении всего периода своей деятельности рискует совершить формальную ошибку или нарушить какое-либо правило, что с высокой вероятностью приведет к наступлению юридической ответственности вплоть до уголовной».
Кроме того, ужесточилась ответственность бизнеса в плане исполнения госконтрактов в военной сфере. А из-за увеличения дефицита госбюджета для крупнейших компаний власти неожиданно ввели разовый налог на сверхприбыль.
«Для успешного развития предпринимательства необходима стабильность всех системообразующих институтов общества, - напоминает основатель и CEO Mandarin Алексей Толстик, - в противном случае бизнес не чувствует уверенности и не готов к реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Бизнесу необходимы предсказуемость и прозрачные условия ведения деятельности. Прежде всего, гарантия прав, в том числе собственности и защиты интересов в судах».
Остаётся и проблема с недостаточным информированием о мерах поддержки. Многие участники рынка даже не знают о них или не доверяют им, объясняет основатель центра «Консалтинг для всех» Вадим Тарасов: «Должно быть более мощное информационное освещение о мерах поддержки с использованием передовых маркетинговых технологий. Больше интеграторов-«маркетплейсов» по мерам поддержки. Это должно дополняться институтом консультантов, которые будут помогать подобрать ту или иную меру поддержки и помочь заявиться на её получение. Не хватает качественного управленческого консалтинга для малого бизнеса. Не секрет, огромное количество предпринимателей находятся в зоне «неосознанной некомпетенции», а услуги больших консалтинговых компаний не по карману даже устоявшемуся малому бизнесу».
Но никакая поддержка властей не способна решить вопрос с доминированием, если не монополией, государства в российской экономике. Льготы, гранты, налоговые и правовые преференции, а также снижение административного давления на бизнес положительно сказываются на предпринимательской активности, но «даёт краткосрочные положительные эффекты в виде простого достижения приемлемых уровней экономического роста за счёт увеличения количества государственных инвестиционных программ и расходов в целом», - поясняет Алексей Толстик.
Эксперты и участники российского рынка, в целом, отмечают усилия государства в стимулировании развития бизнеса. Но пока это вряд ли можно назвать полноценной системной поддержкой.
Между тем, Bloomberg сообщает о докладе Еврокомиссии, в котором европейские власти рассчитывают на усиление эффективности антироссийских санкций с течением временем. Ограничительные меры окажут разрушающее влияние на экономику РФ не сиюминутно, но в долгосрочной перспективе, предполагают в ЕС.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com