Актуальность повышения конкурентной безопасности в новом VUCA мире

«… Изменения не удел сверхлюдей. Это рутина.
Главное – сделать ее приятной».
Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов

Мир в котором мы сейчас с вами живем, получил название VUCA мир.
Название придумали в 1987 году американские военные, после окончания «холодной» войны с СССР. Как мы знаем, в 1985 году в СССР начинается перестройка. Наше государство взяло курс на светлое капиталистическое будущее. Американские военные потеряли главного «врага» в лице огромной державы – Советского Союза. Рухнул «железный» занавес. С этого периода начинают активно развиваться новые технологии. Появляется компьютер, в современном для нас виде. В конце 80-х годов начинает зарождаться глобальная сеть. Без нее мы уже и не мыслим нашу жизнь.  

VUCA - это аббревиатура, которая характеризует наш новый мир

- Volatility (нестабильность) - основные изменения происходят часто и неожиданно;
-  Uncertainty (неопределенность) - нас ожидает много сюрпризов. Изменения и их последствия трудно прогнозировать, они непредсказуемы;
- Complexity (сложность) - проблемы и возможности носят сложный характер и состоят из различных элементов;
- Ambiguity (неясность) - ситуация запутана/хаотична, противоречивая информация, данные и советы могут привести к неверным выводам.

И, согласитесь, особенно сейчас, в условиях пандемии и постпандемийного восстановления, все эти характеристики приобретают повышенную актуальность.  
Когда нам СМИ со всех сторон говорят о том, что мир после пандемии не будет прежним, это, конечно же, не страшилка, а реальность. Мир изменяется каждый миг. К этому надо быть готовым!

Какие тенденции прослеживаются на протяжении последних нескольких лет в мировой экономике?

Цифровизация.
В нашем государстве в настоящее время реализуется проект «Цифровая трансформация экономики РФ». Оцифровывание меняет экономику окружающей жизни, которая оказывается все более связанной и интегрированной.
Многочисленные персональные устройства и встроенные датчики формируют комплексную сетевую среду, получающую название «интернета вещей».

Internet of Things (Интернет вещей) — это то, что согласует дом, городские службы, транспорт и всевозможные коммерческие службы в рамках одной глобальной единой сети обмена данными.
Наше государство очень большое, все 85 регионов совершенно разные, в том числе и по возможностям освоения цифровыми технологиями. В реальности технология упирается в сложности установки надёжного соединения (не везде хорошо ловит связь) и дороговизну (светодиодная smart-лампочка с модемом всегда будет дороже условной «Лампочки Ильича»).

Big data – технологии для обработки большого объема данных. Перспективы, которые может принести Big Data интересны бизнесу, маркетингу, науке и государству. Big Data не какой-то конкретный объём данных и даже не сами данные, а методы их обработки, которые позволяют распредёленно обрабатывать информацию.

Soft skills - гибкие, мягкие навыки.
В отличии от Hard skills – профессиональных навыков, которые можно измерить, Soft skills — «личностные качества», не поддаются количественному измерению.

В топ- 5 самых востребованных soft skills во всем мире сегодня входят:
-  навык эффективного общения;
- умение работать в команде;
-  понимание влияния технологий на бизнес;
-  способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение;
- умение управлять своим временем.
Это те компетенции, которые меньше всего поддаются автоматизации.

Давайте разберемся, что же такое цифровая трансформация

Трансформация, это что-то делать по-новому, по-другому. Это не столько про технологии, сколько про изменение мышления и культуры.
Это неизбежный процесс, который проходит мировой бизнес, чтобы адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики.

Среди основных направлений цифровой трансформации можно выделить следующие:
- клиентоцентричность;
- партнерство, умение работать в команде;
- люди и их компетенции;
- поиск новых направлений и внедрение инноваций.

Что такое клиентоцентричность? Нам привычнее слышать о клиентоориентированности. Чем отличаются эти понятия и что необходимо делать бизнесу, чтобы иметь конкурентные преимущества? Любой бизнес ориентирован на привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся. Клиентоцентричность это серьезная кропотливая работа по внедрению в умы и действия всего персонала определенной системы ценностей по отношению к клиенту.
Чем можно привлечь новых клиентов? Конечно же тем, что является чем-то новым или уникальным. Где черпать новые идеи? Ну, конечно же, подсмотреть у конкурентов! И, мы начинаем охоту за их новыми идеями. Но при этом забываем, что и наши идеи могут быть кому-то интересны и за ними ведется своя охота. Но, как правило, именно это мы и упускаем из виду.

Конкурентная безопасность - это в первую очередь, защита своих интересов от сторонних посягательств. Что делает в этом направлении бизнес? Идет проторенной дорожкой, т.е пытается обеспечить защиту конфиденциальной информации и коммерческой тайны всевозможными техническими средствами. При этом старается и не сильно экономить на этой защите. В погоне за технической защищенностью упуская очень важный аспект - человеческие ресурсы.

Статистика говорит следующее: 80% потерь любой компании происходит от своих же сотрудников и в 95% случаев виновата сама компания. Это о чем? В первую очередь о том, что работа должна вестись с людьми! Люди - это основной капитал компании и от качества персонала зависит успешность компании. Сотрудники должны разделять ценности компании, быть лояльными и вовлеченными в работу.

Что имеется в виду под вовлеченностью? У каждого сотрудника должна быть цель. Результаты достижения этой цели должны иметь серьезную корреляцию с результатами деятельности всех остальных сотрудников.
Правильно и корректно поставленные цели, четкие задачи – путь к успеху компании. Статистика говорит, что 60% сотрудников российских компаний работали бы с удовольствием, если бы им были поставлены понятные, интересные и достижимые цели. 20% сотрудников могут и умеют самостоятельно ставить цели и достигать результатов, а оставшиеся 20% никогда не будут работать с полной отдачей.

В  развитых западных  экономиках активно используется инструмент, который носит название конкурентная разведка. Наши бизнес-структуры и службы безопасности понимают это направление деятельности по-своему. У них все сводится к поиску компромата на конкурентов. Конкурентная разведка по своей сути - это поиск своих конкурентных преимуществ и повышение своей конкурентоспособности. В новом мире уже не работают старые приемы ведения бизнеса. Нашим собственникам и руководителям бизнес-структур это необходимо осознать, принять и начать работать по-новому.

Ученые говорят: «Наиболее комфортно в новом информационном активном и постоянно меняющемся мире живется людям толерантным и терпеливым к неопределенности».
Такие люди обладают:
- гибким умом;
- способностью к быстрому анализу;
- нестандартным мышлением;
- креативностью;
- высоким уровнем интеллекта;
- хорошей межличностной чувствительностью – легко находят общий язык с другими;
- умением с любопытством воспринимать новое.

Это психически зрелые люди, которые охотно подбирают несколько вариантов решений к проблемным ситуациям, не паникуют при сложностях, дружат с интуицией.
Характерная черта людей VUCA world – адекватная самооценка, которая позволяет им трезво реагировать на все обстоятельства, не впадать в панику при личных провалах.

Марина Кобышева, к.э.н.
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
Высшая школа государственного и финансового управления.
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли.