Антимонопольный взгляд на губернаторскую экономику

Журнал «Конкуренция и рынок» июнь 2016/№3 (76)

Рейтинг губернаторов, проводимый АСИ, да и стиль жизни в субъектах РФ свидетельствуют о различии подходов региональных элит к повышению благосостояния населения. Почему-то при наличии ресурсов и талантливых людей продуктивность экономики пребывает в депрессивном состоянии (дотационные субъекты РФ) либо растет очень медленными темпами (рост ВРП менее 5 %).

В журнале «Конкуренция и рынок» (КиР, май 2016 № 2 (75)) судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев утверждал, что в стране повсеместно можно встретить стиль региональных экономических отношений, получивших название губернаторская экономика. Что это: административные препоны развитию товарных рынков или рудименты средневековой боярщины?

Нам представляется, что специалисты по адвокатированию конкуренции, появившиеся в России более чем 25 лет назад и анализирующие товарные рынки региональных экономик, имеют объективное представление о губернаторской экономике и о причинах провала региональных программ развития конкуренции.

Руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков с предельной откровенностью поделился своими впечатлениями о состоянии конкурентной среды в Ленобласти и о взаимодействии с региональным Уполномоченным по защите прав предпринимателей.

КиР: Александр Николаевич, позвольте от Вашего лица поздравить всех региональных адвокатов конкуренции с 25-летием принятия Правительством РФ знаковых распоряжений о регулировании товарных рынков. Напомним, 2 июля 1991 г. вышел Приказ ГКАП РСФСР № 36, утвердивший правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. 10 октября 1991 г. приказом ГКАП № 60 утверждено Положение о государственном реестре РСФСР объединений и предприятий на товарных рынках. 17 октября 1991 г. Приказом ГКАП № 62 образованы территориальные управления ГКАП в республиках в составе РСФСР, краях, областях и городах Москве и Санкт-Петербурге.

После долгих дискуссий в Правительстве РСФСР осознали необходимость жесткого контроля деятельности предприятий-монополистов на соответствующих товарных рынках, принятия мер госрегулирования с отклонениями от норм добросовестной конкуренции, недопущения необоснованного сокращения производства и сужения ассортимента, обеспечения необходимого уровня качества товаров. Воистину региональные антимонопольщики появились в революционное время. Они выстояли в период лихих экономических преобразований, и сейчас экономику уже трудно представить без Вас — адвокатов конкуренции. Служба у Вас непростая — быть всегда на острие интересов конкурентов. Вы уж держитесь — проявляйте принципиальность и патриотизм.

А. П.: Спасибо. Думаю, напоминание журнала о становлении региональных управлений ФАС России с воодушевлением будет воспринято ветеранами службы, а молодым сотрудникам УФАС укажет, насколько значима их работа в регионах.

КиР: На недавно прошедшем Петербургском Международном Юридическом Форуме из выступления А. Цариковского, статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС России, на круглом столе, освещавшем регулирование и надзор на основе принципов, мы могли уяснить, что антимонопольный орган с самого начала осуществления своей деятельности по защите конкуренции руководствовался некими принципами, тогда как другие надзорные органы пытаются строго следовать императивным нормам. Какими принципами руководствуются адвокаты конкуренции при осуществлении надзора за соблюдением конкурентного права?

А. П.: Андрей Юрьевич высказал мнение, что будущее за надзором, основанном на принципах. Сверхдетализированное законодательство громоздко и не дает желаемый эффект. При осуществлении надзора за соблюдением конкурентного права ФАС, действительно, руководствуется принципами публичности, состязательности и коллегиальности принятия решений. Также при принятии решений мы активно используем институт экспертов.

КиР: Это принципы надзора, а какие принципы заложены в антимонопольное законодательство или в более широкое понятие — конкурентное право?

А. П.: Все принципы антимонопольного законодательства напрямую вытекают из основного закона нашей страны — Конституции, а именно: свобода перемещения товаров и услуг на всей территории государства, защита конкуренции, запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это дух нашего относительно современного законодательства, стоящего на защите предпринимателей, на защите добросовестных конкурентных отношений, которым мы руководствуемся в процессе правоприменения. Эти принципы не возникли в головах в одночасье, а были взяты в свое время за основу у лидирующих стран для того, чтобы построить у нас развитое конкурентоспособное демократическое общество, я говорю как о предпринимательстве, так и о людях. А по всем экономическим канонам костяк такого общества должен быть сформирован из предпринимателей. Многочисленный средний класс делает национальную экономику стабильной. Важно иметь тенденцию к росту среднего класса. Но, по нашему мнению, во главе угла конкуренции всегда стоит конечный потребитель всего этого — обычный гражданин, которому государство обязано создать достойные условия проживания. Таковы основные принципы и цели адвокатов конкуренции из ФАС России.

КиР: Давайте уточним, кто конкурирует на товарных рынках, чтобы читатели журнала лучше уяснили суть наших дальнейших исследований роли УФАС в региональной экономике. Стоит ли акцентировать внимание на таком значимом рынке, как госзакупки?

А. П.: Наверное, примитивно утверждать, что на товарном рынке конкурируют только производители, и отчасти влияют покупатели. Товарный рынок — сложный процесс, на который оказывают влияние монополизм отдельных участников, картельный сговор, законодатели и федеральные ведомства, региональные исполнительная и законодательная власти, различные надзорные и правоохранительные органы, общественные организации и даже представители ненаблюдаемой экономики.

Экономические санкции стран ЕС сделали более рельефной конкуренцию национальных производителей товаров с иностранными на рынках России. А как дорого обходится нам небрежение к модернизации предприятий отечественной промышленности! Рынок товаров и услуг по госконтрактам, за которым ФАС России надзирает почти 10 лет, не позволяет ушлых заказчиков не считать полноценными участниками рынка. В каждом УФАС России собирается и анализируется информация о тех ухищрениях, на которые идут заказчики, чтобы конкурс выиграла аффилированная региональными чиновниками компания. Такие нарушения антимонопольщики из УФАС фиксируют не только в строительстве или ЖКХ, но и в здравоохранении и даже в закупках продуктов питания для детских садов и школ. Нет никаких оснований не считать чиновников комитетов участниками товарных рынков. Их влияние значительно. И если бы его не было, то не было бы коррупционных дел, а было бы банальное казнокрадство.

КиР: Александр Николаевич, не сомневаюсь, что за 25 лет адвокаты конкуренции из УФАС в процессе ежедневного разбирательства экономических коллизий приобрели уникальный опыт и квалификацию признанных экспертов по региональной конкурентной среде и губернаторской экономике. Ваш профессионализм востребован региональной властью при разработке стандартов конкуренции Ленобласти?

А. П.: Если бы не заметная текучка кадров в УФАС, то, Вы правы, управления накапливают ценный опыт по анализу товарных рынков, позволяющий понимать расстановку сил на том или ином рынке. Вот, к примеру, данные по некоторым рынкам в Ленобласти, установленные в результате исследований 2014–2016 гг.: более 70 % розничного рынка дизельного топлива имеют ООО «Киришиавтосервис», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» и ООО «Несте Санкт-Петербург»; более 50 % розницы бензина АИ-76 (АИ-80) – ООО «Киришиавтосервис»; 92,77 % рынка мяса домашней птицы держит ЗАО «Птицефабрика «Северная»; 100 % рынка производства и оптовой реализации чайной и кофейной продукции имеет ООО «ОРИМИ»; более 87 % производства и реализации яйца куриного — ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж», ЗАО «Птицефабрика «Роскар» и ЗАО «Птицефабрика «Синявинская»; 100 % рынка услуг по размещению твердых бытовых отходов на территории Лужского МО принадлежит ООО «АВТО-БЕРКУТ», а в Киришском МО – ООО «Лель-ЭКО».

Специалисты УФАС знают методологию анализа товарных рынков, выявления препятствий развития рынка и готовы предлагать исполнительной власти рекомендации по созданию благоприятной конкурентной среды. Однако, увы, продуктивных взаимоотношений с чиновниками по созданию благоприятной конкурентной среды антимонопольщикам из субъекта РФ не всегда удается достигнуть. Наши интересы в губернаторской экономике, как точно отметил судья Конституционного Суда РФ Г. Гаджиев, часто не совпадают.

КиР: Подтверждением служит провал в субъектах РФ программ развития конкурентной среды до 2012 г., а теперь формализм при разработке региональных стандартов развития конкуренции. Губернаторская экономика не нуждается в рекомендациях адвокатов конкуренции?

А. П.: К сожалению, действительно, чиновники субъектов РФ умеют так формализовать программу развития конкурентной среды, навязываемую им Правительством РФ, что она просто не выполняется.

В Ленобласти принят стандарт развития конкуренции, но нас к его разработке не привлекали ни на какой стадии. Просто издан акт о начале внедрения стандарта. Подписали у губернатора и вроде бы отложили бумажку в сторону.

КиР: Даже на концептуальной стадии?

А. П.: Ни на какой. Фактически ни на какой. Только на бумаге – включили нас в состав какого-то там совета.

Продолжение читайте в журнале «Конкуренция и рынок» июнь 2016/№3 (76)

Беседовал Сергей Розанов