USD 73.98₽
EUR 80.54₽

8 октября состоялось заседание-дискуссия Петербургского отделения Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Участники обсудили ряд актуальных вопросов развития мировой экономики:
- Состоялся ли выход из "Великой рецессии", начавшейся в 2008 г., или мировое хозяйство остается в перманентном кризисе?
- Есть ли будущее у капитализма?
- Когда наступит "вторая волна"/новый мировой экономический кризис и с какого региона/страны начнется этот процесс?
- На ком лежит вина за регулярные экономические кризисы?
- Военные конфликты – болезнь или панацея для мировой экономики?
- Мировая экономика и Россия: углубление интеграции или конструктивная изоляция?

Российское общество уже на протяжении двух десятилетий существует в совершенно новых (по сравнению с советским периодом истории) условиях. Должного осмысления того, что собой представляет наш сегодняшний социум, до сих пор нет. В том числе нет глубокого понимания и внятного объяснения экономической жизни как важнейшей составляющей российского общества. Равно как нет адекватного понимания и объяснения того экономического порядка, который сложился на сегодняшний день в мире и который в значительной мере влияет на жизнь нашей страны.

Экономический либерализм представляет собой идеологию, активно и агрессивно навязываемую русскому человеку. Идеология экономического либерализма чужда русскому человеку, разрушает его внутреннюю самобытность, подрывает нашу государственность, способствует превращению России в колониальный придаток стран Запада.

Главное же – экономический либерализм нацелен на формирование определенного типа религиозного сознания, чуждого православию. Фактически речь идет о «религии денег», сознательному поклонению Мамоне.

На сегодняшний день существует несколько альтернативных взглядов на экономику. Например, взгляд, базирующийся на марксизме, который доминировал в нашем обществе на протяжении семидесяти лет и, в конечном счете, привел нашу страну к коллапсу.

Напряженная дискуссия о том, какие пути существуют для суверенного развития национальной экономики, продолжалась около двух часов.

Михаил  Алхименков, научный сотрудник Российского института стратегических исследований:

«Давайте определимся с тем, чья гегемония в экономической системе на данный момент продолжается и критикуется. В современном мире огромную роль играют финансовые структуры и транснациональные корпорации. Основной выгодополучатель – именно они.

Америка как государство, безусловно, тоже выигрывает, но и несет большие издержки в плане деятельности собственной экономики. Процессы деиндустриализации, активно начавшиеся в 70-х, перенос производств в Юго-Восточную Азию, являются прямым следствием неолиберальной глобализации и приносят выгоду корпорациям. Они переносили свои производства в Китай, затем в Индию и т.д., снижали издержки, а на экономике самих США это в итоге отразилось не лучшим образом.

Это говорит о том, что существующая сейчас система – глобалистская в своей основе, она в принципе не учитывает интересов национальных государств. Возвышаясь, как «квази-империя», она продвигает свои принципы управления по всему миру.

Но далеко не все в мире понимают, к чему ведет встраивание в систему так называемого  Вашингтонского консенсуса. Эта неолиберальная экономическая модель поддерживается значительным количеством политических элит, экспертов, СМИ. И Латинская Америка, и Западная Европа, и Восточная Азия, и постсоветское пространство находятся под давлением этих сил.

При этом сама глобальная система находится в кризисе, открытая фаза которого началась в 2008 году. Но по сути, кризис берет свое начало еще в конце 80-х. Однако в 90-е годы, получив огромные дивиденды от разграбления имущества в бывшем социалистическом блоке, в первую очередь в России, западная система продлила свое существование. И если мы посмотрим на историю США, то в XX веке у них было два периода процветания: это двадцатые и девяностые годы. Это неслучайное совпадение, как всем понятно.

Мне представляется, что из такой системы можно выходить только собственным большим блоком. Мы должны говорить о своем Русском мире, основанном на традиционных ценностях нашего народа и экономической самодостаточности».

Арутюнов Николай, общественный активист, заместитель председателя РЭОШ - Санкт-Петербург:

«Мне думается, что причина кризиса лежит в мировоззрении, которое нам давно уже навязывают, отсюда и проистекают остальные явления. Экономика – это отражение духовного брожения. Вспомним, что еще в 15 веке в Германии на въезде в город можно было видеть труп человека с табличкой «давал деньги под проценты», на Руси за это батогами били, а сегодня у нас эти люди одни из самых уважаемых в обществе.

Если бы наша элита в девяностые годы решилась на собственную точку зрения и мы не попали бы в зависимость от продажи углеводородов, если бы мы тогда пошли по своему собственному пути, сейчас ситуация была другой».

 

Виктор Меркулов, старший преподаватель факультета экономики и менеджмента СПбГПУ Политех Петра Великого:

«Капитализм – явление индустриальной фазы, а она закончилась. При капитализме деньги стоят в центре, это смысл, как религиозный символ. Сейчас это уходит. Заменой этому являются технологии, услуги, образование и развлечения, что в последние годы и привносится».

Участники заседания согласились с тем, что единственный способ выйти из навязанной нам модели – выйти самим, подтянув тех, кто реально может пойти с нами. Надо строить собственный проект на традиционных ценностях. Возврат к ним актуален к ним как никогда. У нас есть для этого и технологические и сельскохозяйственные, и еще остались интеллектуальные ресурсы.

Заседание прошло интеллектуально живо и глубоко. Ожидаем новой встречи единомышленников и искренне благодарим их за вклад в работу РЭОШ.

Вел заседание Александр Травин, ведущий аналитик Центра прикладных исследования и разработок НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, председатель РЭОШ - Санкт-Петербург. 

Работа отделения РЭОШ проходит на базе секции мировой экономики СНО ФМО СПбГУ.

***

Напомним, что Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова создано в рамках духовно-просветительской организации «Переправа», духовным и нравственным ориентиром которой является Православие. Главной целью Общества является формирование православной альтернативы, православного представления об экономике.

Популярные