РЕШЕНИЕ от 16 ноября 2018 г. по жалобе № Т02-425/18

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Н" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.11.2018 вх.N 27860-ЭП/18) ООО "Н" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393), заслушав пояснения,

установила:

11 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807017393 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Закупка), включая Документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.08.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
 
Начальная (максимальная) цена13 660 135,14 руб.

Дата публикации извещения(по местному времени заказчика)11.10.2018

Дата и время окончания подачи заявок(по местному времени заказчика)16.11.2018 в 09:00 (МСК)

Дата и время рассмотрения заявок(по местному времени заказчика)20.11.2018 в 12:00 (МСК)

Место рассмотрения и оценки заявокг. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 5, ком. 225.

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807017393 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном установлении в Документации несоответствующего предмету Закупки требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Н" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33298/18 от 12.11.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/33298/18 от 12.11.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с разделом Документации (Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке) заявка на участие в закупке должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, которая выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении закупки.
Наличие у участника закупки права выполнять капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии;
Уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно разделу Документации (Предмет договора) предметом настоящего договора является выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как следует из сведений с официального сайта www.zakupki.gov.ru, классификация предмета договора по ОКПД2: 43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации. Классификация по ОКВЭД2: 43.21 Производство электромонтажных работ.
На основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 утверждены следующие три группы видов работ и перечень видов работ в каждой группе (далее - Перечень), оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, для проведения которых требуется получение соответствующего свидетельства СРО:
1) Виды работ по инженерным изысканиям;
2) Виды работ по подготовке проектной документации;
3) Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Согласно п. 23. 6 раздела 3 Перечня, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относится монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации.
При этом данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким объектам относятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)
- гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
- сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
- объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
- метрополитены;
- портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- подвесные канатные дороги;
- опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
- высота более чем 100 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Таким образом, по доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России установила, что требование к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, установленное в Документации, не соответствует предмету Закупки и не предусмотрено перечнем оказываемых услуг, установленных Документацией.
Вследствие изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному включению в Документацию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неустановлении надлежащих требований к участникам Закупки, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
5. Согласно ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Пунктом 1.1 проекта договора установлено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный договором срок выполнить работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по следующим адресам:
- <...>;
- <...>, (далее - Работы) в объеме и по ценам согласно Рабочим проектам (Приложение N 1) и Сметам (Приложение N 2) с использованием материалов и оборудования (далее - Товар) с характеристиками в соответствии с Характеристиками товара, используемого для выполнения работ (Приложение N 7), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с приложением N 1 к Документации (Форма заявки на участие в закупке) участник Закупки выражает согласие на выполнение работ, соответствующих требованиям документации о закупке, на условиях, предусмотренных документацией о закупке. А также предлагает к поставке товар, используемый для выполнения работ с характеристиками, указанными в Рабочем проекте 0118-К6-АУПС и Рабочем проекте 0118-Л275-АУПС.
Вместе с тем, в предмет Закупки согласно извещению о Закупке не включены условия о поставке оборудования.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов к материалам необоснованно отнесено оборудование, являющееся по сути объектом монтажа, а перечень работ в отношении указанного оборудования незаконно содержит как материалы, необходимые при выполнении работ согласно ч. 1 ст. 704 ГК РФ, так и непосредственно само оборудование, в отношении которого, а не с применением которого выполняются работы по договору.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что условие о поставке оборудования согласно п. 1.1 проекта договора и приложения N 1 к Документации не соответствует предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в разделах Документации условий о поставке противопожарного и охранного оборудования в рамках договора, не соответствующего предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки, нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенных при организации и проведении Закупки.
6. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1) Признать жалобу (от 07.11.2018 вх. N 27860-ЭП/18) ООО "Н" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неустановлении надлежащих требований к участникам Закупки, допущенные путем необоснованного включения в Документацию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членовСРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальных ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем установления в Документации условий о поставке противопожарного и охранного оборудования в рамках договора, не соответствующего предмету Закупки и видам выполняемых работ в рамках Закупки.
3) Организатору торгов ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 31807017393) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.