РЕШЕНИЕ от 29 ноября 2018 г. по делу № 1-00-2109/77-18 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ООО "АА" - <...> (по доверенности от 21.11.2018 N 17),
от АО "С" - <...> (по доверенности от 22.11.2018 N 52),
от ООО "Р" - <...> (по доверенности от 27.03.2018 N 18-57),
рассмотрев жалобу ООО "АА" (далее - Заявитель) на действия АО "С" (далее - Заказчик) и ООО "Р" (далее - ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (реестровый N 31806994854) (далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и ЭТП при проведении Закупки.
Заявитель считает, что Заказчик необоснованно отклонил его заявку на участие в Закупке.
Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представители Заказчика и ЭТП с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения.
Изучив представленные материалы и сведения, Комиссия признает жалобу обоснованной на следующих основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 01.08.2017 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
12.10.2018 размещена текущая редакция извещения о проведении Закупки и конкурсная документация на право заключения договора на оказание услуг по переводу с/на иностранные языки (далее - Документация) в ЕИС и на ЭТП.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 09.11.2018 N 2/ОКЭ-АО "СМ"/2018/2 Заявителю, ООО "ГА" и ООО "К" отказано в допуске к участию в Закупке на основании п. 7.8.3.1. Документации в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 8.1.7.2 Документации, а именно заявки, оформленной по форме приложения N 1 к Документации По мнению Заявителя отказ ему в допуске является неправомерным.
Как отмечено выше, Закупка проведена на электронной торговой площадке Р (https://www.rts-tender.ru). В соответствии с п. 1.8 Документации заявки в электронной форме подаются в порядке, указанном в п. 8.3.5.8.3.2 Документации, на электронной площадке Р (на сайте www.rts-tender.ru).
Согласно п. 8.3.5 Документации электронная часть конкурсной заявки состоит из открытой и закрытой частей.
Открытая часть конкурсной заявки должна состоять из документов, перечисленных в п. п. 8.1.7.2, 8.7 Документации, упакованных в архив или серию архивов (многотомный архив).
На основании п. 8.1.7.2 в Документации должна быть представлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N 1 к Документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника, заявка на участие в конкурсе. При представлении заявки на бумажном носителе предоставляется оригинал. При представлении заявки в электронной форме документ должен быть сканирован с оригинала.
Согласно разделу 8.7 Документации в составе конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N З к Документации, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участника, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 2 к Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 к Документации. В случае проведения закупки в электронной форме техническое предложение предоставляется в электронной форме и должно быть сканировано с оригинала (п. 8.7.1).
Техническое предложение должно включать цену за единицу (если указание цены за единицу предусмотрено конкурсной документацией) и общую цену предложения. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг (п. 8.7.2).
Согласно п. 8.1.1 Документации конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.
В соответствии с пунктом 7.8.3.1 Документации участник конкурса не допускается к участию в случае непредставления определенных Документацией документов. В соответствии с п. 7.7.1 Документации по окончании срока подачи конкурсных заявок для участия в конкурсе представленные конкурсные заявки вскрываются на ЭТЗП, при этом открытые части заявок становятся доступны для всех пользователей на странице данного конкурса на сайте ЭТЗП, а закрытые части заявок становятся доступны только заказчику.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки Р, к установленному в Документации сроку вскрытия поступило 8 заявок от следующих участников:
1. ООО "ГА"
2. ООО "АБ "Компания ЭГО"
4. ООО "ЭА"
5. ООО "Т"
6. ООО "ГБ"
7. ООО "ЭБ"
8. ООО "В".
При этом Заказчик и представитель ЭТП ссылаются на то, что Заявитель прикрепил техническое предложение не в соответствующий раздел, в связи с чем оно было недоступно Заказчику, поскольку предоставляется только при составлении итогового протокола, а не при рассмотрении заявок.
Таким образом, в действия Заказчика по отказу в допуске Заявителя к участию в Закупке являются обоснованными, проверка состава заявки Заявителя проведена им на основании представленных ему документов.
При рассмотрении заявок на участие Закупочная комиссия оценивала возможность допуска к участию в Закупке в соответствии с требованиями к участникам и составу документов Заявителя, указанных в Документации.
Кроме того, по результатам Закупки заключен договор от 20.11.2018 N 76/18, размещенный в ЕИС 22.11.2018 в 15:04.
Вместе с тем, Комиссия при вынесении решения должна учитывать конкретные фактические обстоятельства дела на основании материалов, представленных на заседание Комиссии.
Согласно письменным пояснениям представителя ЭТП все документы, необходимые для принятия решения Заказчику о допуске к определению победителя, необходимо прикрепить в раздел "Сведения о товаре" и "иные документы".
Файл с техническим предложением имеется в составе заявки Заявителя. При этом, согласно пояснениям представителя ЭТП, Заявитель жалобы прикрепил файл "Техническое предложение" в составе архивного файла "ООО АА ОЧКонкурс N 2ОКЭ-АО "СМ"2О18.zip" не в соответствующий раздел, результатом чего послужило отклонение заявки на участие в Закупке.
Представитель ЭТП ссылается на то обстоятельство, что при подаче заявки появляется всплывающее окно со следующей информацией: "Организатором закупки установлено требование предоставлять документы, содержащие сведения о ценовом предложении, отдельно от других документов заявки на участие. В данный раздел необходимо прикрепить только документы, которые содержат в себе сведения о ценовом предложении".
При этом Заявитель указывает на то, что он не был уведомлен о таком порядке размещения файлов, кроме того, в Документации указано на то, что техническое предложение представляется в составе открытой части заявки.
На вопрос Комиссии о том, размещена ли в Регламенте работы электронной площадки "Р" информация о том, что документы, которые прикреплены в составе ценового предложения, не будут доступны Заказчику при рассмотрении заявок представитель ЭТП ответил отрицательно. При этом, согласно его пояснениям, порядок, согласно которому Заявитель должен был руководствоваться при подаче заявки размещен в разделе 223-ФЗ/Участникам/поддержка/поиск по слову "ценовое".
Представитель ЭТП указывает, что в данной инструкции указано:
"Особенности для конкурентных закупок Порядок подачи заявки на участие в конкурентной закупке и форма заявки не поменялись. В форме заявки может отображаться дополнительное поле в зависимости от включения в Личном кабинете Заказчика опции "Отделять документы заявки с ценовым предложением от остальных (только для конкурентных запроса предложений, конкурса, запроса котировок, запроса цен и конкурентных переговоров)".
Если опция включена, то в форме заявки на участие в разделе "Ценовое предложение" поле "Сведения о ценовом предложении" будет обязательным для заполнения. В данное поле необходимо прикреплять только те документы, которые содержат сведения о ценовом предложении".
При этом Комиссия оценивает довод представителя ЭТП о надлежащем порядке уведомления участников о необходимости подачи ценового предложения отдельно от всех документов в составе заявки на участие в Закупке критически на основании следующего.
Все документы и правила, на основании которых заявки участников могут быть отклонены, а их права данным отклонением ущемлены - должны быть прямо указаны в надлежащей на то форме. В случае присоединения к регламенту участники в дальнейшем обязаны руководствоваться правилами, с которыми согласились. При этом в данном случае инструкция не входит в состав регламента, а следовательно - участник может не знать, что он должен руководствоваться правилами, которые без дополнительного поиска найти нельзя.
При этом способ получения информации, на который ссылается представитель ЭТП, когда участник должен самостоятельно найти в дополнительных вкладках на сайте лично, Комиссией расценивается как ненадлежащий порядок уведомления.
Комиссия также принимает во внимание, что в данном случае 3 из 8 (включая Заявителя) заявок на участие в Закупке были отклонены по аналогичным основаниям, а всего было допущено 2 заявки из 8.
Для целей исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом следует максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно способа подачи заявки и документов, размещение которых запрещено в соответствующем разделе.
При этом ссылки представителя ЭТП на практику рассмотрения жалоб в ФАС России по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не применимы при рассмотрении текущей жалобы в рамках законодательства о закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.
В этой связи в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия ООО "Р" (ИНН:7710357167,ОГРН:1027739521666) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "Р" нарушения требований информационной открытости закупок.
3. Выдать ООО "Р" предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.