РЕШЕНИЕ от 17 сентября 2019 г. № ПГОЗ-169/19 по результатам внеплановой проверки

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

рассмотрев обращение ООО "Н" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях конкурсной комиссии ФКУЗ "М" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФКУЗ "М" (далее - Заказчик), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ на строительство объекта "Амбулаторно-поликлинический комплекс ФКУЗ "М", включая вскрытие и восстановление конструкций для проведения обследования (номер извещения 0372100021519000143) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии:
1) неправомерно принявшей решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки 2 к участию в Конкурсе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе;
2) ненадлежащим образом применившей порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, предусмотренный Конкурсной документациейпо показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", (далее - Показатель) при оценке заявки с порядковым номером 2.
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 01.08.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 34 243 460,96 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.08.2019;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Конкурса - 04.09.2019;
7) по результатам проведения Конкурса победителем признано АО "Г" с предложением о цене контракта 34 072 243,66 руб.;
8) Заказчиком с участником Конкурса АО "Г" заключен Контракт.
1. На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что считает допуск к участию в Конкурсе участника с порядковым номером заявки 2 неправомерным в связи с тем, что в первой части заявки указаны показатели только для 21 из 26 товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных Конкурсной документацией.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Пунктом 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе), или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 28.08.2019 N ПРОI1 участник закупки с порядковым номером заявки 2 допущен к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в приложении N 4 "Требования к товарам, используемым при выполнении проектных и изыскательных работ на строительство объекта амбулаторно-поликлинического комплекса "Медико-санитарной части МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" к техническому заданию Конкурсной документации (далее - Приложение N 4) ряд товаров и требований к нему указаны дважды, при этом участником закупки представлены показателипо всем товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренным Конкурсной документацией, в связи с чем Конкурсная комиссия приняла решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки 2к участию в Конкурсе.
Комиссия, изучив положения Конкурсной документации и информацию, указанную в заявке участника закупки с порядковым номером 2 на участие в Конкурсе, пришла к выводу, что Конкурсная комиссия приняла решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки 2 к участию в Конкурсе в соответствии с требованиями Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
2. Согласно пояснениям представителя Заявителя участнику закупки с порядковым номером заявки 2 Конкурсной комиссией при оценке заявок неправомерно присвоен максимальный балл по Показателю в связи с тем, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, предусмотренный Конкурсной документацией по Показателю.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно протоколу подведения итогов Конкурса от 04.09.2019 N ППИ1 Конкурсной комиссией при оценке заявок, поданных на участие в Конкурсе, участнику закупки с порядковым номером заявки 2 присвоен максимальный балл по Показателю.
Пунктом 2.2.1 части 2.2 раздела 15 Конкурсной документацией по Показателю установлен следующий порядок оценки "Под "успешно выполненными участником закупки работами сопоставимого характера и объема" в настоящей конкурсной документации понимаются выполненные участником работы по разработке и/или корректировке проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов капитального строительства, результаты которых приняты заказчиком без применения штрафных санкций, подтвержденныекопиями государственных и (или) муниципальных контрактов, и (или) иных гражданско-правовых договоров (далее - контракты (договоры), заключенных и исполненных участником на выполнение указанных работ в течение 5-ти лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями к ним (при наличии), копиями оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и копиями актов выполненных работ по данным контрактам (договорам), а также копиями титульных листов утвержденного положительного заключения экспертизы по каждому контракту (договору) (в случае если указанным контрактом (договором) предусмотрена необходимость прохождения государственной экспертизы).
При этом стоимость каждого из ранее исполненного контракта (договора) на выполнение указанных работ должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится конкурс".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что оценке подлежали 2 заявки, допущенные к участию в Конкурсе. При этом Конкурсная комиссия присвоила участнику закупки с порядковым номером заявки 2 на участие в Конкурсе максимальное количество баллов по Показателю в связи с тем, что им в составе заявки приложено 16 контрактов, из которых требованиям, установленным Конкурсной документации по Показателю, соответствуют 13 контрактов. При этом в составе заявки Заявителя приложено 10 государственных контрактов, из которых требованиям, установленным Конкурсной документации по Показателю, не соответствует ни один представленный контракт в связи с тем, что цена 8 контрактов менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а 2 оставшихся контракта не исполнены.
Таким образом, Конкурсная комиссия присвоила участнику закупки с порядковым номером заявки 2 на участие в Конкурсе максимальное количество баллов по Показателю Комиссия, изучив вторые части заявок участников с порядковыми номерами 2, 3, установила, что Конкурсная комиссия при оценки заявок на участие в Конкурсе присвоила максимальное количество баллов по Показателю заявке участника с порядковым номером 2 в соответствии с требованиями Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N 4 установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, так, например, для извести установлены требования к составу "активные CaO + MgO: не менее 65%", для щебня установлено "обеспеченность значений показателей качества щебня по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц должна быть не менее 95%".
В соответствии с порядком указания информации по показателям товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренным Приложением N 4, участникам закупки при заполнении первой части заявки на участие в Конкурсе необходимо указать конкретное значение по указанным показателям.
Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе сведений о химическом составе и компонентах товара, значения которых могут быть известны только в отношении конкретного товара, после проведения соответствующих проверок, анализа, испытаний и т.д.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации подобные требования к товарам, не позволяющие заполнить заявку на участие в Конкурсе, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия, изучив конкурсную документацию, установила, что в подпункте "б" пункта 3 части 3.2.3 подраздела 3.2 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, составу заявки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса" раздела 3 Конкурсной документации установлено требование об указании в первой части заявок на участие в Конкурсе конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией. Вместе с тем в указанном пункте Конкурсной документации отсутствует указание на раздел, в котором содержатся показатели товаров, используемых при выполнении работ, информацию о которых необходимо указать в первой части заявки на участие в Конкурсе.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что показатели товаров, используемых при выполнении работ, информацию о которых необходимо указать в первой части заявки на участие в Конкурсе, установлены в Приложении N 4.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Конкурсе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, без указания ссылки на раздел, в котором содержатся такие требования, нарушают пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 04.09.2019 N ПРОII1 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Пунктом 1.1.1 пункта 1.1 части 1 раздела 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" Конкурсной документации установлено, что "участник должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
При этом пунктом 2.2 части 2 раздела 9 "Документы, входящие в состав заявки" Конкурсной документации установлено, что для подтверждения требованиям, установленным в пункте 1.1.1 пункта 1.1 части 1 раздела 4 Конкурсной документации вторая часть заявки должна содержать "2 (две) выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданных по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (срок действия выписок из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии составляет один месяц с даты ее выдачи) (частью 4 статьи 55.17 Гр РФ)".
Комиссия, изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, установила, что в составе второй части заявки Заявителя присутствует только одна из двух, предусмотренных Конкурсной документацией выписок из реестра членов саморегулируемой организации, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя подтвердил наличие в своей заявке на участие в Конкурсе только одной выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссией, принявшей решение о соответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.