РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-1863/77-18 О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1863/77-18
О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Э" на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы при проведении электронного аукциона.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организациии проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие вторгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Частью 5 статьи 182 ЖК РФ установлено, что привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных норм Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 615), которым утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).
В рамках реализации требований Постановления N 615 ФКР г. Москвы 30.08.2018 провело электронный аукцион на право заключение договора на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах СВАО по адресу: Рижский пр. 7.
Как следует из материалов дела, общество "Э" протоколом проведения электронного аукциона от 28.09.2018 признано победителем процедуры. В связи с чем, общество обязано было подписать договор и представить надлежащее обеспечение исполнения обязательств по договору не позднее пяти дней с момента с даты получения проекта договора в порядке, установленном в разделах 6 и 7 документации.
10.10.2018 ФКУ г. Москвы актом об уклонении от заключения договора признало общество "Э" уклонившимся.
Не согласившись с названными действиями заказчика, общество "Э" обратилось в антимонопольный орган с жалобой об отсутствии в его действиях уклонения от заключения договора по результатам проведенного аукциона.
Комиссия Управления, рассмотрев доводы жалобы, а также возражения заказчика приняла решение о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
Как установлено Комиссией Управления, порядок заключения договора по результатам аукциона регламентирован положениями аукционной документации, а также требованиями постановления Правительства N 615.
В соответствии с п. 7.1.2 аукционной документации, договор не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона.
Как следует из материалов дела, заявитель протоколом проведения аукциона от 28.09.2018 признан победителем аукциона В соответствии с порядком заключения договора, установленным п. 7.1.2 документации, проект договора направляется участнику, с которым заключается договор, с официального электронного адреса заказчика: ks-fkr@dom.mos.ru на электронный адрес участника, указанный в реестре квалифицированных подрядных организаций или в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
В силу п. 7.1.8. документации, в случае если победитель электронного аукциона в срок, предусмотренный Информационной картой электронного аукциона, не представил заказчику подписанный договор и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору, то он признается уклонившимся от заключения договора.
В соответствии с п. 19 Информационной карты электронного аукциона обязанность по подписанию договора и по представлению надлежащего обеспечения исполнения обязательств подлежала исполнению обществом в течение 5 дней с даты получения проекта договора.
Заказчик на заседании Комиссии Управления представил доказательства, подтверждающие факт направления проекта договора заявителю 03.10.2018 по электронной почте по адресам, указанным в заявке и реестре квалифицированных организаций: "...", "..." При этом, доказательств получения договора заявителем по электронной почте заказчиком в материалы дела не представлено, презюмируя такое получение с момента направления документов, то есть с 03.10.2018. В связи с чем, заказчик исходил, что проект договора и обеспечение исполнение обязательств должны были представлены обществом заказчику до 08.10.2018.
На заседании Комиссии Управления представитель заявителя пояснил, что проект договора им был получен только 05.10.2018 ввиду отсутствия доступа к электронной почте. Как указывает общество, с 02.10.2018 по 04.10.2018 вследствие обстоятельств непреодолимой силы, выразившихся в затоплении офиса и его обесточивания, заявитель не имел доступ к электронным почтовым ящикам, на которые заказчик направил проект договора для его подписания.
В связи с чем, заявитель получил проект договора лишь 05.10.2018 после устранения нештатной ситуации и 10.10.2018 в регламентированный документацией срок представил заказчику подписанный со своей стороны договор, а также надлежащее обеспечение его исполнения. Однако 10.10.2018 ФКУ г. Москвы признало заявителя уклонившимся от подписания договора.
Комиссия Управления, рассмотрев доводы заявителя и возражения заказчика, не может согласиться с актом признания заявителя уклонившимся от заключения договора, поскольку в действиях заказчика имело место несоблюдение требований постановления Правительства N 615, а также установлен факт сбоя работы электронной торговой площадки, не позволивший сделать вывод о правомерности принятия заказчиком соответствующего акта об уклонении общества от заключения договора.
На заседании Комиссии Управления, заявитель в обоснование требований о признании действий заказчика неправомерными, ссылался на факт получения уведомления от электронной торговой площадки о признании его победителем закупки лишь 02.10.2018, а не в течение одного часа с момента принятия заказчиком протокола рассмотрения аукциона от 28.09.2018, как того требует Положение.
Исходя из п. 183 Положения, оператор электронной торговой площадки уведомляет участника закупки о признании его победителем в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела, Московским УФАС России направлен на электронную торговую площадку запрос N ИГ/51412/18 от 24.10.2018 о предоставлении сведений о дате уведомления заявителя о признании его победителем. В ответ на указанный запрос оператор площадки указал, что в силу нестандартного поведения системы ЭТП уведомление о признании общества "Э" победителем закупки произошло позже установленного срока, а именно 02.10.2018. В связи с чем, Комиссия Управления пришла к выводу, что общество не было проинформировано иным способом о признании его победителем закупки до 02.10.2018.
Также в отсутствие со стороны заказчика доказательств получения заявителем проекта договора, направленного для подписания по электронной почте 03.10.2018, Комиссия Управления принимает во внимание документы, представленные обществом о том, что с 02.10.2018 до 04.10.2018 им не мог быть получен проект договора в силу аварийного залития офиса, что привело к выходу из строя компьютерной техники.Так, общество в подтверждение невозможности получения документов по электронной почте представило в материалы дела заключение специалиста N 36И\10-2018 от 25.10.2018, в котором экспертная организация установила функциональное нарушение работы компьютеров, терминала и серверов общества, указывающих на невозможность удаленного подключения к серверу для доступа к электронной почте в период с 02.10.2018 по 04.10.2018. Таким образом, следует констатировать, что общество получило проект договора для его последующего подписания лишь 05.10.2018, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления принимает во внимание и несоблюдение заказчиком требований, установленных постановлением Правительства РФ N 615. В соответствии с п. 184. Положения в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить протокол проведения электронного аукциона заказчику, который в течение следующего рабочего дня размещает указанный протокол на официальном сайте.
В соответствии с п. 185. Положения заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю проект договора о проведении капитального ремонта.
В соответствии с аукционной документацией, официальным сайтом признается сайт единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://zakupki.gov.ru. Аналогичная дефиниция также закреплена в п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615.
Таким образом, в контексте рассматриваемой конкурентной процедуры официальным сайтом, на котором надлежит размещать всю информацию о ходе проведения закупки, является сайт единой информационной системы закупок, а не сайт электронной торговой площадки, обеспечивающей лишь техническую часть проведения торгов. В связи с чем, сроки осуществления юридических значимых действий надлежит определять с момента размещения соответствующей информации в единой информационной системе закупок.
Вместе с тем, вопреки требованиям п. п. 184, 185 Положения, заказчиком в единой информационной системе не был размещен протокол проведения аукциона, которым общество "ЭкоСмартСтро" признано победителем. Названый протокол был размещен в системе только 24.10.2018. В связи с чем, Комиссия Управления не находит оснований для признания правомерным приятия заказчиком акта об уклонении заявителя от заключения договора от 10.10.2018, ввиду несоблюдения ФКУ г. Москвы требований п. п. 184, 185 Положения.
На основании изложенного, у Комиссии Управления нет оснований для признания действий заказчика по принятию акта об уклонении заявителя правомерными, учитывая, что общество "Э" 10.10.2018 в день составления названного акта представило заказчику подписанный со своей стороны проект договора, а также надлежащее обеспечение его исполнения.
В свою очередь, доводы заявителя о неправомерности действий ФКР г. Москвы по исключению его из реестра квалифицированных подрядных организаций признается Комиссией Управления необоснованным, поскольку заказчик не является уполномоченным лицом, осуществляющим оспариваемые действия.
В соответствии с пп. "и" п. 66 постановление Правительства РФ N 615 в случае уклонения участника электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта сведения о таком участнике подлежат исключению из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Согласно п. 1.1 указанного постановления Департамент капитального ремонта города Москвы является уполномоченным органом на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, отобранных по итогам проведения предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим ведение такого реестра, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, однако в рамках проведенной Фондом торговой процедуры Департамент никаким правовым статусом не обладает, что, в свою очередь, исключает возможность контроля со стороны антимонопольного органа за действиями последнего в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, Комиссия Управления на основании совокупности фактически обстоятельств данного дела приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной в части, а в действиях заказчика установила нарушение требований п. п. 184, 185 Положения.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" (ИНН: <...>ОГРН: <...>) на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона обоснованной в части неправомерного принятия заказчиком акта об уклонении общества "Э" от заключения договора от 10.10.2018.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. п. 184, 185 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.
3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.