РЕШЕНИЕ от 20 мая 2019 г. № КГОЗ-113/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия ГУ МЧС России по Новосибирской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта "Строительство и реконструкция объектов федерального государственного казенного учреждения "С" в пос. Коченево Новосибирской области (2 этап строительства) (в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения 0151100011019000034) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который:
1) установил в приложении N 3 "Описание объекта закупки" к документации об Аукционе (далее - Описание объекта закупки) требования к значениям показателей товаров (материалов), используемых при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов федерального государственного казенного учреждения "С" в пос. Коченево Новосибирской области (далее - Работы) прописью, что не соответствует требованиям государственных стандартов;
2) установил в Описании объекта закупки требования к товарам (материалам) (далее - Товары), используемым при выполнении Работ, которые обязывают участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товары для представления подробных сведений о них, которые становятся известными только при испытании определенной партии товаров;
3) допустил ограничения для ознакомления участников Аукциона с документацией об Аукционе;
4) установил требования к участникам Аукциона с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.04.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 770 086 400 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.05.2019;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана только одна заявка;
5) единственный участник Аукциона и поданная им заявка на участие в Аукционе признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
По мнению Заявителя, Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе в пункте 2.1 Описания объекта закупки указал численные и цифровые значения показателей Товаров, предусмотренные государственными стандартами, прописью.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего значения показателей прописью, не противоречат положениям государственных стандартов.
Кроме того, Законом о контрактной системе не установлен запрет на указание в документации об Аукционе численных и цифровых значений показателей закупаемых товаров прописью.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе По мнению Заявителя, Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил в Описании объекта закупки требования к показателям Товаров, которые обязывают участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии Товары для предоставления в составе заявки на участие в Аукционе подробных сведений о таких Товарах.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к Товарам.
Так, например, для товара "Кислород технический газообразный" установлено требование "Объемная доля водяных паров не более чем 0,99%", для товара "Кабель силовой" установлено требование "Относительное удлинение изоляции при разрыве (до старения) от 150%", "Относительное удлинение наружной оболочки при разрыве под воздействием температуры от минус двадцати до минус восемнадцати градусов Цельсия не ниже 20%".
Согласно пункту 2.2 "Инструкция по заполнению первой части заявки" (далее - Инструкция) Описания объекта закупки участник закупки должен указать показатели, используемого при выполнении работ товара (материала), указанные в Описании объекта закупки, в качестве показателей для определения соответствия. Конкретные показатели товара должны соответствовать характеристикам, установленным в Описании объекта закупки, и должны быть представлены в заявке участника не менее чем в объеме, определенном Описанием объекта закупки и всеми его обязательными приложениями.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
По мнению Заявителя, Заказчиком при размещении в ЕИС документации об Аукционе не обеспечена возможность копирования фрагментов документации об Аукционе, в том числе фрагментов Описания объекта закупки, что может привести к ненадлежащему заполнению участниками закупки заявок на участие в Аукционе.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, размещенную в ЕИС, установила, что Заказчиком размещена документация об Аукционе в формате, обеспечивающим возможность копирования фрагментов текста участниками Аукциона и использования таких фрагментов при заполнении заявки на участие в Аукционе в текстовых редакторах.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 25 раздела "Информационная карта" документации об Аукционе установлено, что для подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник Аукциона должен предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ N 58).
При этом в соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ N 86) Приказ N 58 признан утратившим силу с 20.04.2019.
Комиссия, изучив извещение о проведении Аукциона, документацию об Аукционе, установила, что 22.04.2019 в ЕИС размещены изменения извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе. Вместе с тем документация об Аукционе утверждена начальником управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Новосибирской области 19.04.2019, то есть до вступления в силу Приказа N 86.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2.2 Описания объекта закупки установлена Инструкция.
В соответствии с Инструкцией участник закупки должен указать показатели используемых при выполнении работ Товаров, указанных в Описании объекта закупки, в качестве показателей для определения соответствия. Конкретные показатели Товаров должны соответствовать характеристикам, установленным в Описании объекта закупки, и должны быть представлены в заявке участника не менее чем в объеме, определенном Описанием объекта закупки и всеми его обязательными приложениями.
Не допускается при заполнении сведений в заявке вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать значения со словами "более", "менее", "или", "не хуже", "лучше", "соответствует", "от", "до", "выше", "ниже", "свыше", "должно", "требуется", "необходимо", "может", "будет", а также ставить знаки "+", "-", "V" и тому подобные, за исключением указания характеристик (показателей) в виде интервалов значений, в случаях предусмотренных Описанием объекта закупки. Не допускается указание участником закупки знака пробела или знаков "-", "-" по какому-либо из требуемых показателей и (или) значений таких показателей товара, вместо указания "не нормируется" или "не применяется" или "отсутствует", если требования к такому показателю и (или) значению показателя товара (материала) установлено Описанием объекта закупки.
При этом Инструкцией также предусмотрена возможность указания в заявке на участие в Аукционе интервальных значений показателей для отдельных видов Товаров.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что Заказчиком в Инструкции предусмотрены требования к указанию показателей в заявке на участие в Аукционе, применение которых не позволяет однозначно определить требования к значениям показателей, указанных в пункте 2.1 Описания объекта закупки.
Так, например, в соответствии с Описанием объекта закупки значение показателя "Температура вспышки в закрытом тигле" товара "Растворитель" указано со словами "не меньше", а именно: "должна быть не меньше чем минус десять".
Согласно Инструкции при указании значений, соответствующих требованиям описания объекта закупки по показателю "Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле" в заявке на участие допускается указание участником закупки интервального значения показателя, в случае если такой показатель установлен в ГОСТ и/или производителем товара в виде интервала значений.
Пунктом 7 таблицы 2 ГОСТ 7827-74 по показателю "Температура вспышки в закрытом тигле" установлен интервал "от минус 8 до минус 10 при применении метода определения пожаровзрывоопасности веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.044".
Таким образом, Инструкция вводит в заблуждение, предоставляя участникам закупки при заполнении заявки возможность учитывать значения показателей из государственных стандартов, которые отличны от значений, указанных в пункте 2.1 Описания объекта закупки.
Кроме того, наряду с Инструкцией в Описании объекта закупки также содержатся требования к указанию в составе заявки на участие в Аукционе тех или иных значений, использование которых которых необходимо для заполнения заявки на участие в Аукционе. Согласно пункту 2.1 Описания объекта закупки "использование в Описании объекта закупки знака "*" содержит требования к фиксированному значению показателя (в виде одного или нескольких значений, которым должно соответствовать значения показателя или перечисления допустимых значений показателя, из которых необходимо сделать выбор). В случае требования к фракции является указанием на конкретные фракции в виде интервалов значений".
При этом указанное положение не позволяет определить, что необходимо указывать в заявке на участие в Аукционе, в случае указания знака "*" в Описании объекта закупки.
Также, отдельные требования к указанию в составе заявки на участие в Аукционе тех или иных значений и исключений, которые необходимо учитывать при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, приведены Заказчиком в Инструкции, более чем на 70 страницах.
По мнению Комиссии, требования в Инструкции затрудняют заполнение заявки на участие в Аукционе и ограничивают доступ участников закупки к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что на дату и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе подана только 1 заявка от участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в составе документации об Аукционе надлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 10 Описания объекта закупки установлено, что риск случайной гибели или случайного повреждения результата работ, составляющего предмет Контракта, до приемки этого результата работ Заказчиком несет подрядчик. Подрядчик несет самостоятельную ответственность за соблюдение правил безопасности труда и правил пожарной безопасности.
В пункте 11.1 проекта контракта документации об Аукционе (далее - Проект контракта) установлено требование об обязательном заключении подрядчиком договора комплексного страхования строительных рисков. При этом Описанием объекта закупки не предусмотрены услуги по страхованию строительных рисков.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе участники закупки должны быть членами саморегулируемой организации (далее - СРО). Кроме того, установлены требования:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями п. 3 ч. 12 и п. 3 ч. 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.
Согласно части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Проекте контракта требование о заключении подрядчиком договора комплексного страхования строительных рисков, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной в части действий Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об указании в первой части заявки на участие в Аукционе информации о товарах, обязывающее участников закупки при подачи заявок на участие в Аукционе иметь в наличии Товары для предоставления подробных сведений о таких Товарах.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 мая 2019 г. N КГОЗ-113/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
на основании решения от 20.05.2019 N КГОЗ-113/19, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия ГУ МЧС России по Новосибирской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта "Строительство и реконструкция объектов федерального государственного казенного учреждения "Сибирский спасательный центр МЧС России" в пос. Коченево Новосибирской области (2 этап строительства) (в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения 0151100011019000034) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия):
- отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 20.05.2019;
- вернуть участнику закупки ранее поданную им заявку на участие в Аукционе с уведомлением о прекращении действия указанной заявки и о возможности подать новую заявку на участие в Аукционе;
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения от 20.05.2019 N КГОЗ-113/19;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе такой срок составлял не менее чем 15 дней.
2. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- осуществить действия, предусмотренные частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, направленные на прекращение блокирования банками денежных средств на специальном счете участника закупки, открытом банком в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учетом решения от 20.05.2019 N КГОЗ-113/19.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 10.06.2019 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также на адреса электронной почты amakarova@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.