РЕШЕНИЕ от 15 ноября 2018 г. по делу № 18/44/105/1672 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2018 г. по делу № 18/44/105/1672  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УА" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - Заказчик), МКУ "УБ" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Ш" (номер извещения 0861300007018000197) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ по контракту;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальномуконтрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 593 910 610 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -01.11.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников, все из которых признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиями документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
6) дата проведения Аукциона - 06.11.2018;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 4 участника закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "СВ" с минимальным предложением о цене контракта 1 338 884 912,40 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 45 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 11.6 документации об Аукционе установлено, основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, установленным Законом о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации о закупке.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях сообщили, что существо требований в отношении оснований для отказа в принятии банковской гарантии установлено в документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе с учетом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме проведения Аукциона.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 5 заявок, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении срока выполнения работ по контракту.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 9 технического задания документации об Аукционе установлено: "Начало строительства: день, следующий за днем подписания контракта; окончание строительства: 31.08.2021 года".
Согласно пункту 3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе общий срок выполнения работ (включая срок на предоставление результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) с даты, следующей за датой вступления контракта в силу в течение 36 месяцев с момента начала выполнения работ.
Вместе с тем, согласно графику выполнения работ по контракту, срок строительства составляет: "Со дня, следующего за днем подписания контракта до 31.10.2021 года".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении сроков выполнения работ по контракту, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем ранее указано врешении Комиссии ФАС России по делу от 04.10.2018 N 18/44/105/1299, на основании которого Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание, в том числе, об установлении надлежащих сроков выполнения работ по контракту при заключении государственного контракта.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25% с 1 июня 2018 года.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Частью 34 документации об Аукционе установлен перечень из 22 видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570, при этом согласно письменным пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа, в части 34 документации об Аукционе установлены исключительно виды работ, которые будут выполняться подрядчиком в рамках исполнения контракта и в соответствии с обоснованием инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проектпо созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, и заключением о проведении технологического и ценового аудита, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 5 заявок, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Частью 6 статьи 67 Закона установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в том числе, сведения допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованиемэтого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, а также сведения о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать, в том числе, информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе, которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или/и, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 02.11.2018 N 0861300007018000197-1 и протокол подведения итогов Аукциона от 08.11.2018 N 0861300007018000197-3 размещены Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС ненадлежащим образом и не содержат исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных требованиями Закона о контрактной системе, что, по мнению Комиссии, не соответствует части 6 статьи 67 и части 6 статьи 69 соответственно и содержит признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Решением Комиссии ФАС России по делу от 04.10.2018 N 18/44/105/1299 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено, в том числе, нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлены в документации об Аукционе противоречивых сведений в отношении источника финансирования закупки и сроках выполнения работ по контракту; нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС запрос о разъяснении положений документации об Аукционе без указания предмета соответствующего запроса; нарушение частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте контракта документации об Аукционе положений о том, что информация о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, а также ответственности за непредставление вышеуказанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем); нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе положений о возможности предоставлении в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, а также положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие вАукционе.
На основании вышеуказанного решения, Комиссией ФАС России выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений при заключении государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части установления в документации об Аукционе противоречивых сроков выполнения работ по контракту.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 23, 24 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 67, части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений, указанных в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 2 и 5 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решения по делу от 04.10.2018 N 18/44/105/1299, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела от 15.11.2018 N 18/44/105/1672 по нарушению, указанному в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 2 и 5 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 04.10.2018 N 18/44/105/1299 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.