РЕШЕНИЕ от 15 ноября 2018 г. по делу № 18/44/99/486 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2018 г. по делу № 18/44/99/486  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18
"О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составеКомиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "М" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Муниципального предприятия города Кемерово "Г", Управления городского развития администрации города Кемерово (далее - Уполномоченный орган), Управления городского развития администрации города Кемерово (далее - Заказчик) при проведении
ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Кемеровская область, г. Кемерово, жилой район Лесная Поляна, микрорайон N 2, земельный участок N 170. Общеобразовательная школа на 1050 учащихся"
(номер извещения - 0539600007318000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018
N 1146/18,

установила:


В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного, неправомерно установивших дату окончания подачи заявок на участие в Аукционе на нерабочий день.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.10.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 175 127 623 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -03.11.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, обе из которых допущены до участия в Аукционе;
6) дата проведения Аукциона - 12.11.2018;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки, один из которых признан несоответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе;
8) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято решение о соответствии только одной второй части заявки на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе на нерабочий день.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, начальная (максимальная) цена контракта - 1 175 127 623 рубля; извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС в 16:58 18.10.2018: дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - в 08:00 03.11.2018 (нерабочий день).
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, учитывая, в том числе, положения гражданского законодательства Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе на нерабочий день, в связи с чем, фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе, что не соответствует части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 2 заявки на участие в закупке, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, при этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, в информационной карте, установлено, в том числе требование о наличии у участника закупки трудовых ресурсов а именно специалистов по организации строительства, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по строительству объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов (не менее чем два специалиста по месту основной работы), что не предусмотрено статьей 31 Закона о контрактной системе и противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кром того, соответствие участника закупки вышеуказанному требованию подтверждается предоставлением в составе заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающие наличие в штате участника закупки трудовых ресурсов (не менее двух специалистов по организации строительства (по основному месту работы).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Указанная информация заполняется в соответствии с проектной документацией, техническим заданием документации об Аукционе, требованиями к материалам, используемым при выполнении работ (Приложения N 1, N 2, N 4 к информационной карте документации об Аукционе), при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 1 документации об Аукционе имеет отсылочный характер к проектной документации, приложение N 2 документации об Аукционе представляет собой описание работ, выполняемых в рамках выполнения контракта, приложение N 4 представляет перечень товаров, используемым при выполнении работ с указанными качественными характеристиками.
Вместе с тем, учитывая, что, исходя из положений Инструкции, участнику закупки необходимо в составе заявки на участие в Аукционе представить одновременно сведения из приложений N 1, N 2 и N 4, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень товаров, конкретные показатели которых необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, при этом Инструкция не определяет порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе и может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в требованиях к материалам, используемым при выполнении работ (приложение N 4 документации об Аукционе) к товару "Асфальтобетон" установлены, в то числе, следующие требования: "С наибольшим размером зерен не более 20 мм, содержание битума по массе от 5,0% до 6,5%, величина остаточной пористости свыше 2,5% и не более 5,0%".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, ненадлежащую Инструкцию, а также ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование, что участнику закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе необходимо представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по основаниям, указанным в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 2.9 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что муниципальный заказчик вправе произвести авансовый платеж в размере 10 (десять) процентов от суммы выделенных лимитов, при этом согласно графику оплаты выполненных работ, срок выплаты аванса контрактом не предусмотрен, а также отсутствует порядок выплаты аванса, что, по мнению Комиссии не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия


решила:


1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы дела от 15.11.2018 N 18/44/99/486 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.