РЕШЕНИЕ от 5 августа 2020 г. по делу № 077/06/57-12635/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок У.,
при участии представителя ГБУЗ "ГА": Х. (по доверенности от 03.08.2020 N 192),
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
представители ООО "Р", о времени и порядке заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. N АК/42930/20 от 31.07.2020, в рассмотрении жалобы не участвовали,
рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку пробирок для забора крови для нужд ГБУЗ "ГА" (Закупка N 0373200046820000061) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N АК/42930/20 от 31.07.2020 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном применении ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 102).
Так, Заявитель указывает, что на данное время на рынке представлены пробирки четырех производителей вакуумных пробирок, обладающих сертификатом о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по установленной форме (далее - сертификат СТ. 1), а именно ООО "ГБ", ООО "Э", АО "З" и АО "Е".
Вместе с тем, единственный российский производитель, в ассортименте которого представлены пробирки соответствующие всем требованиям установленным к пробиркам по позиции 5, а именно - с цитратом натрия 3,2%, 13*72 мм, 4,5 мл, является ООО "ГБ", однако, сертификат СТ-1 на данный вид вакуумных пробирок не оформлен, поскольку в сертификате СТ-1 ООО "ГБ" N 9021006723 от 11.07.2019 (представлен в составе жалобы) отсутствуют пробирки с цитратом натрия 3,2% 13*75 мм, 4,5 мл.
Пробирки ООО "Э" UNIVAC, согласно каталога сайта производителя (http://univac.one/magazin/17675/art/8404), а также сайта группы компаний ЮНИМЕД (https://unimed.ru/products/probirki/vakuumnye-sistemy-dlya-vzyatiya-krov...), представлены ассортименте с цитратом натрия 3,2% объемом 4,5 мл, исключительно в размере 13*100 мм, что не соответствует требованиям технического задания заказчика. (Аналогично для пробирок производства АО "З" и АО "Е") Таким образом, по мнению Заявителя в данном случае соблюдение условий применения ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями постановления Правительства N 102 не возможно, ввиду чего признание заявки Заявителя несоответствующей на основании положений указанного постановления является неправомерным.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.07.2020 N 0373200046820000061-3 заявки с идентификационными номерами 2, 3, 7 и 8 признаны соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией, заявки с идентификационными номерами 1, 4 и 6 признаны не соответствующими на следующем основании: "п. 3 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ - ограничение или запрет допуска иностранной продукции, признана не соответствующей требованиям, предусмотренным закупочной документацией. Обоснование: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). Участником аукциона в электронной форме предложены медицинские изделия (вакуумные пробирки), страной происхождения которых является Китай. При этом на участие в аукционе в электронной форме подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения и документации об аукционе в электронной форме закупке".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 14.7 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, на основании положений постановления Правительства Российской Федерации N 102.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объект закупки соответствует коду позиции ОКПД2 "32.50.13.190", наименование товара: "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки". Согласно Приложению N 2 документации об электронном аукционе наименование товара по позиции 5 определено как: "Пробирки вакуумные для коагулологических исследований, 4,5мл, 13x75мм, бумажная этикетка, 0.105M (3,2%) цитрат натрия".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1). Перечень N 1 содержит наименование медицинского изделия "пробирки вакуумные для взятия венозной крови" с кодом ОКПД2 "32.50.13.190".
В примечании к Перечню N 2 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Таким образом, предмет рассматриваемой закупки включен в перечень N 1 постановления Правительства Российской Федерации N 102.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
На основании ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией Заказчика установлено, что по каждому пункту технического задания предложены товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, при этом, по каждому пункту предложены товары разных производителей, а так же на каждый товар участниками приложены сертификаты по форме СТ-1.
Вместе с тем по позиции 5 (пробирка вакуумная с цитратом натрия 3.2% объем 4,5 мл, размер 13х75 мм) участником с идентификационным номером заявки 3 ООО "Ю" предложена к поставке продукция производства ООО "ГБ" вакуумные пробирки Acti-Fine 4,5мл, 13x75мм, с цитратом натрия, Российская Федерация. Во второй части заявки ООО "Ю" по данному пункту предоставио копию сертификата СТ-1 на данную продукцию (N 0120000058 от 12.05.2020, срок действия до 07.05.2021), пункт 2 которого содержит в том числе следующую информацию: пробирки вакуумные Acti-Fine для забора венозной крови с цитратом натрия 3.2%: размер 13х75 мм, объем: 0,9; 1,4; 1,8; 2,3; 2,7; 3,2; 3,6; 4; 4,5 мл., что соответствует требованиям технического задания.
В то же время, участником с идентификационным номером заявки 7 ООО "В" по данной позиции предложена продукция производства ООО "Э" "Пробирки вакуумные для коагуологических исследований Univac, 4,5мл, 13x75мм, с цитратом натрия. Россия". Во второй части заявки участник по данному пункту предоставил копию сертификата СТ-1 на данную продукцию (N 0021008298, срок действия до 13.07.2021) в котором содержится в том числе следующая информация: "Вакуумная пробирка для взятия венозной крови Univac, с вариантами исполнения: размеры 13х75 мм, 13х100 мм, 16х100 мм, среди наполнителей наполнитель присутствует тринатрий цитрат и объем забираемой крови от 1 до 9 мл", что соответствует требованию технического задания.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что представленный участником с идентификационным номером заявки 7 ООО "В" сертификат СТ-1 не содержит в себе указания на то, что пробирки вакуумные для коагуологических исследований Univac, с цитратом натрия 3,2% объемом 4,5 мл, обладают диаметром и высотой равным 13x75мм, в то время как согласно данным сайта производителя данные пробирки такими размерами не обладают, что указывает на недостоверность представленной в составе первой части заявки информации.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, свидетельствующих о достоверности представленной в заявке с идентификационным номером 7 ООО "В" информации о диаметре и высоте товара по позиции 5 Учитывая положения ст. 9, ст. 12 Закона о контрактной системе в совокупности с целями и спецификой деятельности Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционной комиссией Заказчика ненадлежащим образом исполнены требования Закона о контрактной системе в части рассмотрения заявок участников закупки, не проявлена должная осмотрительность в части реализации прав, предусмотренных Законом о контрактной системе, на проверку достоверности сведений, представленных участниками закупки, в том числе ООО "В".
Каких-либо документов, подтверждающих совершение аукционной комиссией Заказчика, Заказчиком действий по установлению фактов достоверности значений по оспариваемым и иным характеристикам предлагаемого ООО "В" оборудования представителями Заказчика на заседание Комиссии Управления не представлено.
Ч.6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с чч.3, 5, 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, чч.3 или 3.1, ч. 5, ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика,Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о неправомерности признания заявки с идентификационным номером 7 ООО "В" соответствующей, что в свою очередь повлекло неправомерное применение ограничений в соответствии с положениями постановления Правительства N 102 ввиду несоблюдения одновременно всех условий, установленных п. 2 названного постановления.
Таким образом, решение о признании в том числе заявки Заявителя не соответствующей, на основании указанном в протоколе подведения итогов, является неправомерным и принято в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Р" на действия аукционной комиссии ГБУЗ "ГА" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия.

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 августа 2020 г. по делу N 077/06/57-12635/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок У.,
на основании решения Комиссии от 05.08.2020 по делу N 077/06/57-12635/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку пробирок для забора крови для нужд ГБУЗ "Г" (Закупка N 0373200046820000061) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, в том числе, Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения от 05.08.2020 по делу N 077/06/57-12635/2020.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от от 05.08.2020 по делу N 077/06/57-12635/2020.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 11.09.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия.