РЕШЕНИЕ от 7 августа 2019 г. по делу № 44-4055/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГБОУ школа-интернат N 357
с углубленным изучением физической культуры Приморского района
Санкт-Петербурга "О" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Б" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 22950-ЭП/19 от 31.07.2019)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту хладоснабжения конькобежного овала по адресу: Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 7а
для нужд ГБОУ школа-интернат N 357 "О" Приморского района Санкт-Петербурга в 2019 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольнойслужбы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 23.07.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200236119000065. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 946 407, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика комиссии, выразившиеся:
- в установлении ненадлежащего требования к порядку внесения обеспечения заявки на участие в аукционе;
- в установлении требования о соответствии работ, не предусмотренным нормам;
- в установлении возможности изменения видов работ, являющихся объектом закупки;
- в установлении возможность замены предложенных участником закупки товаров на аналогичные;
- в установлении в проекте контракта ненадлежащего условия о цене контракта;
- в неустановлении в проекте контракта условия об уменьшении цены контракта на размер налоговых платежей и сборов;
- в неустановлении требований к обеспечению исполнения контракта;
- в нарушении порядка описании объекта закупки, в части указания на товарный знак без использования слов "или эквивалент" при описании товара, используемого опри выполнении работ.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено следующее требование к порядку внесения обеспечения заявки на участие в аукционе: Размер обеспечения заявки на участие в аукционе установлен в размере 1% от начальной (максимальной) цены Контракта и составляет 19 012,10 руб. (Девятнадцать тысяч двенадцать рублей 10 копеек).
Порядок внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявки установлен статьей 44, 45 Закона.
Таким образом, в рассматриваемом случае документация об аукционе предусматривает, что обеспечение заявки может быть внесено исключительно путем внесения денежных средств, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя в указанной части согласился пояснив, что Заказчиком была допущена техническая ошибка.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения, терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания документации об аукционе следует, что описание объекта рассматриваемой закупки установлено Заказчиком в части III "Техническое задание" документации об аукционе, так, в разделе 2 указанной части документации установлено, что подрядчик должен выполнить работы в полном соответствии с техническим заданием, с соблюдением технологии и качества выполняемых работ, используемых материалов и оборудования в соответствии со следующими актами законодательства Российской Федерации и нормативными документами СП 72.13330.2012 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, свод правил с номером 72.13330.2012 не предусмотрен действующей системой стандартизации, а, следовательно, Заказчиком нарушено требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит указанные доводы Заявителя обоснованными.
3. При этом Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности утверждения Заявителя о том, что содержащийся в составе документации проект контракта содержит условие, предусматривающее возможность изменения видов работ, являющихся объектом закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что, как правильно указывает Заявитель в жалобе, Закон о контрактной системе не предусматривает возможности изменения предмета контракта при его исполнении.
Согласно п. 2.3 проекта контракта, Подрядчик должен выполнить работы в полном соответствии с настоящим Техническим заданием, локальной сметой (Приложение N 1 к Контракту), рабочей документацией:
Шифр 03-10.ХС (Приложение N 2 к Контракту).
Все содержащиеся в техническом задании (сметной документации) товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".
Подрядчику запрещено, самостоятельно без письменного согласования с Заказчиком, изменять виды, объемы работ.
Вместе с тем, рассматриваемая часть проекта контракта не содержит условия, в силу которого при исполнении контракта изменяется его предмет.
Более того, условие контракта предусматривает запрет на самовольное изменение подрядчиком видов выполняемых работ.
При указанных обстоятельствах, ввиду того, что в нарушение ч. 9 ст. 105 подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих то, что рассматриваемая часть контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит довод заявителя необоснованным.
4. Комиссия УФАС также находит необоснованным довод Заявителя о том, что проект контракта содержит условие, предусматривающее возможность замены предложенных участником закупки товаров на аналогичные.
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Из содержания п. 2.4.1 проекта контракта, Подрядчик при выполнении работ может использовать по письменному согласованию с Заказчиком аналогичные материалы и оборудование, которые соответствуют по своим техническим характеристикам и соответствуют стоимости материалов и оборудования, указанной в сметах Заказчика. Подрядчику необходимо представить Заказчику соответствующие паспорта и сертификаты предлагаемого эквивалента.
Анализ указанного условия позволяет прийти к выводу о том, что рассматриваемое положение контракта допускает возможность использования при исполнении контрактов с письменного согласия Заказчика товары, аналогичные по своим характеристикам товарам, указанным участником закупки в первой части заявки. При этом, рассматриваемое условие не запрещает использование аналогичных товаров с улучшенными характеристиками.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
5. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3.1 проекта контракта, Заказчиком установлено условие, согласно которому стоимость подлежащих выполнению Подрядчиком работ является фиксированной и определяется с учетом коэффициента снижения К___________ и составляет _____ (____) руб. ____ коп., в том числе НДС 20% - ____________ рублей. (В случае если Подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения НДС - не облагается, К пересчета _____________).
Общая стоимость работ по настоящему Контракту является фиксированной на весь период действия и изменению не подлежит (п. 3.2 проекта контракта).
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в проекте контракта условия о неизменности цены контракта не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем является необоснованным.
6. Частью 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия:
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1);
- об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (п. 2).
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что анализ размещенного в ЕИС проекта контракта, являющегося частью документации, свидетельствует о том, что указанное условие, предусмотренное п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено.
7. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Из содержания п. 9.6 проекта контракта следует, что Заказчиком установлены требования к гарантийному сроку. Так, согласно указанной части контракта, подрядчик обязан обеспечить соответствие выполненных работ условиям настоящего Контракта о качестве в течение всего гарантийного срока на выполненные работы, который составляет 36 месяцев с момента подписания акта приемки выполненных работ.
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено требование обеспечения гарантийных обязательств, установленных в документации в порядке ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
8. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Из содержания документации следует, что в ее составе содержится РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, разработанная "Ремэкспо Ледовые технологии", в составе указанной документации содержится спецификация, в которую включены, по мимо прочего, товары, содержащие указание на товарные знаки.
При указанных обстоятельствах, рабочая документация размещена
в составе документации об аукционе в порядке, установленном Законом о контрактной системе, а, следовательно, в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
9. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 13 ст. 34, ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, электронной торговой площадке предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 7 августа 2019 г. по делу № 44-4055/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4055/19 о нарушении законодательства о размещении заказов, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ГБОУ школа-интернат N 357 с углубленным изучением физической культуры Приморского района Санкт-Петербурга "О" устранить нарушения ч. 2 ст. 44, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе путем направления проекта контракта в срок, установленный Законом о контрактной системе, с соблюдением следующих требований:
- при направлении государственного контракта победителю аукциона внести изменения с учетом положений Закона о контрактной системе, а также мотивировочной части решения N 44-4055/19.
2. Заказчику в срок, установленный Законом о контрактной системе, провести процедуры закупки с номером извещения 0372200236119000065 в соответствии с законодательством о контрактной системе и в срок до 02.09.2019 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
- обеспечить Заказчику техническую возможность для дальнейшего проведения закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.