Решение по делу № 44-270/16 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-270/16 о нарушении законодательства о закупках

 

25.01.2016Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ООО «АртПроект» (далее – Заявитель);

в отсутствие представителей:

СПб ГБУЗ «Онкологический диспансер Московского района» (далее – Заказчик), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 1018/16 от 18.01.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на работы по ремонту кровли с утеплением чердачных перекрытий (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 24.12.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200211215000031. Начальная (максимальная) цена контракта 2 300 000,00 руб.

В жалобе ООО «АртПроект» указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

  2. несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 15.01.2016, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:

«Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании п.2 части 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) в ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, а именно: - п.20 Раздел 4.2.Технического задания Требования документации «Рабочая температура окружающего воздуха от -40°С до +45°С». Заявка участника «Рабочая температура окружающего воздуха 40°С».

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пп. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Заказчиком, в Разделе 2.1. «Требования к товарам, использующимся при производстве работ, к их к качеству, техническим характеристикам, функциональным и эксплуатационным характеристикам» Части Ш документации о закупке к товару по позиции 20 установлено требование: «Рабочая температура окружающего воздуха от -40°С до +45°С».

Заказчиком, в Разделе 5 «Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе» установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой участникам необходимо руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

«Под показателями, значения которых не могут изменяться, Заказчиком установлены такие показатели, значения которых участник изменять не в праве, в случае установления показателей «должен быть», «должно быть», «должна быть», «свыше», через дефис «-», через запятую «,» или иными знаками, на которые нет указания в настоящей инструкции, что такие показатели являются «максимальными показателями» и/или «минимальными показателями», а также показатели для которых установлены диапазоны значений температур (температуры эксплуатации, температуры применения, рабочей температуры)».

В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что к товару по позиции 20 участником представлена следующая характеристика: «Рабочая температура окружающего воздуха 40°С», что не соответствует требованиям документации о закупке.

Следовательно, жалоба признается необоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчиком, в Разделе 5 «Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе» установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой участникам необходимо руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

«Под показателями, значения которых не могут изменяться, Заказчиком установлены такие показатели, значения которых участник изменять не в праве, в случае установления показателей «должен быть», «должно быть», «должна быть», «свыше», через дефис «-», через запятую «,» или иными знаками, на которые нет указания в настоящей инструкции, что такие показатели являются «максимальными показателями» и/или «минимальными показателями», а также показатели для которых установлены диапазоны значений температур (температуры эксплуатации, температуры применения, рабочей температуры)»

Заказчиком, 12.01.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru по вышеуказанной закупке опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 12.01.2016, на запрос следующего содержания:

«Например: п. 20 Трубы установлено, в том числе, требование: «Рабочая температура окружающего воздуха от -40°С до +45°С». Следует ли из приведенного выше абзаца, что требования к показаниям температуры участник не в праве изменять? В то же самое время слова «от» и «до» участник не в праве использовать и должен указать одно конкретное значение. Однако, показатель «рабочая температура» - по своей сути показатель диапазонный с нижним и верхним его пределом.

Прошу разъяснить указанный жирным шрифтом абзац инструкции, в том числе, по требованиям к показателям температуры эксплуатации, температуры применения, рабочей температуры».

По данному запросу Заказчиком в единой информационной системе дан ответ следующего характера:

«Показатели, которые являются диапазоном, в том числе диапазоном температур, указаны в инструкции, а именно:

«Под показателями, для которых установлены диапазоны значений, Заказчиком, установлены такие показатели, для которых необходимо указать верхнюю и нижнюю границу показателей, т.е. указать два значения, в случае установления показателей к которым указано «в диапазоне конкретных значений» со словами «верхний предел», «нижний предел».

Вместе с тем, показатель, установленный Заказчиком к товару по позиции 20 имеет следующее содержание: «Рабочая температура окружающего воздуха от -40°С до +45°С», без указания слов «верхний предел», «нижний предел», однако, исходя из разъяснений положений документации о закупке, Заказчиком данная характеристика классифицирована как показатель, для которого необходимо указать верхнюю и нижнюю границу показателей.

Следовательно, Заказчиком допущено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении противоречий представляемых участникам разъяснений положениям инструкции по заполнению заявок на участие в закупке.

2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Анализ документации об аукционе, в том числе Инструкции по заполнению заявки и Приложения 2 к Техническому заданию документации об аукционе показал следующее.

Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию документации по закупке к товару по позиции 20 установлено требование: «Рабочая температура окружающего воздуха от -40°С до +45°С».

Заказчиком, в Разделе 5 «Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе» установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой участникам необходимо руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

«Под показателями, значения которых не могут изменяться, Заказчиком установлены такие показатели, значения которых участник изменять не в праве, в случае установления показателей «должен быть», «должно быть», «должна быть», «свыше», через дефис «-», через запятую «,» или иными знаками, на которые нет указания в настоящей инструкции, что такие показатели являются «максимальными показателями» и/или «минимальными показателями», а также показатели для которых установлены диапазоны значений температур (температуры эксплуатации, температуры применения, рабочей температуры)».

Вместе с тем, согласно разъяснениям положений документации о закупке от 12.01.2016, при заполнении заявке в части показателей температур участник может использовать и иное правило:

«Показатели, которые являются диапазоном, в том числе диапазоном температур, указаны в инструкции, а именно:

«Под показателями, для которых установлены диапазоны значений, Заказчиком, установлены такие показатели, для которых необходимо указать верхнюю и нижнюю границу показателей, т.е. указать два значения, в случае установления показателей к которым указано «в диапазоне конкретных значений» со словами «верхний предел», «нижний предел», таким образом изменяя установленные требованиями диапазоны.

Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, системе, выразившееся в установлении противоречивых требований в документации об аукционе в электронной форме.

Выявленные нарушения являются существенными, повлияли на результаты рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, повлекли отклонение ряда заявок, что является основанием для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АртПроект» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 65 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.