РЕШЕНИЕ от 6 августа 2019 г. по делу № 44-4033/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБДОУ детский сад N 52 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ООО "С" (далее - Заявитель): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 22940-ЭП/19 от 30.07.2019) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий):Выполнение работ по капитальному ремонту (устройство охранно-тревожной сигнализации) в здании ГБДОУ детского сада N 52 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактнойсистеме), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 23.07.2019 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200065719000016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 398 370,00 рублей.
ООО "С" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе и выразившиеся в размещении Заказчиком разъяснения положений аукционной документации с нарушением требований ст. 65 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.ч. 3 - 6 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 30.07.2019 г. опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 30.07.2019 N РД3 следующего содержания:
"Содержание запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе:
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 5 апреля 2013 года "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Руководствуясь указанной нормой, просим разъяснить:
1. На основании положения из инструкции представленной документацией "Приложение N 2 к ТЗ":
"Слова: минимально, минимальная, минимальный, минимальные; словосочетания: не менее, не ниже; символы: не <, >=, в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний."
При этом, в товаре N 3 "Канифоль" показателе "Кислотное число" встречается конструкция "должно быть минимальное 169". Просим заказчика уточнить, является ли данная конструкция производной от "минимальный, минимально" и должна использоваться также или является неизменяемой ввиду отсутствия информации о ее использовании в положениях инструкции.
2. Просим заказчика разъяснить конструкцию "должно быть не меньше 12 и не больше 36", которая используется в товаре N 22 "Оповещатель" в показателе "Номинальное напряжение электропитания постоянного тока". Так как в положениях инструкции есть информация об использовании частного использования "больше", "меньше", но нет информации об одновременном использовании с союзом "и".
3. Просим заказчика разъяснить конструкцию "не должна быть менее 9 А", которая используется в товаре N 41 "Блок розеток" в показателе "Максимально возможная нагрузка на одну розетку". Так как в положениях инструкции есть информация об использовании "должно быть, должна быть, должен быть", но нет информации о данной конструкции.
4. Просим заказчика разъяснить конструкцию "должно быть не более чем 40", которая используется в товаре N 46 "Устройство контроля линий связи и пуска" в показателе "Величина тока, потребляемого в режиме "Пуск". Так как в положениях инструкции есть информация об использовании "не более чем", но нет информации о использовании этой конструкции с "должно быть".
Обращаем ваше внимание: согласно ч. 4 ст. 65 ФЗ-44 в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В случае:
- опубликования разъяснений без указания предмета запроса;
- отсутствия ответа на любой из вопросов;
- опубликования разъяснений с нарушением срока;
Просим дать разъяснения по каждому вопросу, подробно.
Прошу Заказчика внести изменения в аукционную документацию и привести все требования в соответствие.
Так как заданные нами вопросы далеко не исчерпывающий перечень установленных несоответствий и противоречий, что вводит Участников закупки в заблуждение и может привести к ограничению числа потенциальных Участников по надуманным обстоятельствам.
Наша организация оставляет за собой право обратиться в УФАС.
В соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об аукционе Заказчик сообщает следующее:
В соответствии со ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, должна содержать в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчиком, при формировании технического задания учтен запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Также Заказчиком разработана инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, позволяющая заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели, Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе установлена Заказчиком в Части III документации об электронном аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержит исчерпывающий перечень положений, описывающих порядок заполнения сведений о значениях конкретных показателей товаров и позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявки на участие в данном аукционе.
У Заказчика отсутствуют основания для внесения изменений в аукционную документацию".
Представленный Заказчиком ответ на запрос разъяснений положений документации указывает на наличие в аукционной документации Инструкции по заполнению заявки, при этом не дает конкретного пояснения на заданные участником закупки вопросы относительно порядка предоставления сведений в составе заявки, а также указания на то, какими положениями Инструкции должен руководствоваться участник закупки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении ответа на запрос участника закупки, который не разъясняет положения документации.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.