РЕШЕНИЕ от 6 апреля 2018 г. по делу № 44-1707/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2018 г. по делу № 44-1707/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик):
ООО "С" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8062-ЭП/18 от 30.03.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию системы приточно-вытяжной вентиляции, системы дымоудаления, систем кондиционирования и системы автоматизации вентиляции зданий СПб ГБУЗ "Г" в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 Извещение о проведении аукциона размещено 12.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030618000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 430 459,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске заявке Заявителя по результатам протокола рассмотрения первых частей заявок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.03.2018 N 0372200030618000015-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Для товара N 4 "Прокладки резиновые" в показателе N 9 "Относительное удлинение при разрыве" участник указал значение: минимальное 150%. Согласно п. 1.3.1. таблицы 5 ГОСТ 7338-90 для указанной участником средней степени твердости пластины марки ТМКЩ 2 класса относительное удлинение при разрыве соответствует значение: минимальное 250%.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Согласно п. 4 "Прокладки резиновые" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Материал изготовления - Пластина резиновая, соответствует ГОСТ 7338-90. Марка резиновой пластины - ТМКЩ\ МБС. Относительное удлинение при разрыве - Минимальное 150%.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции установлено: "Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, конструкций слов, символов, не отраженных настоящими требованиями, а так же требования отраженные в графе с требованиями Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.".
Комиссия УФАС установила, что инструкция не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слова "минимальное". Следовательно, значение показателя относительного удлинения при разрыве в соответствии с требованиями инструкции является значением показателя, которое изменению не подлежит.
Заявителем в соответствии с инструкцией значение показателя относительного удлинения при разрыве указано в неизменном виде - минимальное 150%.
Согласно инструкции: "Если в настоящих требованиях установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из допускаемых настоящими требованиями значений, такие требования установлены с использованием слов "либо" или "или" или символа "\".".
Заявителем в соответствии с требованиями инструкции и Приложения N 3 к Техническому заданию указано одно значение показателя марки резиновой пластины - ТМКЩ.
В соответствии с п. 1.3.1 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" физико-механические показатели резин и пластин должны соответствовать нормам, указанным в табл.5 и 6.
В соответствии с Таблицей 5 ГОСТ 7338-90 минимальным значение показателя относительного удлинения при разрыве для марки ТМКЩ составляет 250%.
Таким образом, указанное Заявителем в первой части заявки Заявителя значение показателя относительного удлинения при разрыве не соответствует значению показателя марки резиновой пластины по ГОСТ 7338-90, требование о соответствии которому установлено в документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, требованиям к значениям показателей) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика в соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку такую заявку.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участи в аукционе первой части заявки Заявителя.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 4 "Прокладки резиновые" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Материал изготовления - Пластина резиновая, соответствует ГОСТ 7338-90. Марка резиновой пластины - ТМКЩ\ МБС. Относительное удлинение при разрыве - Минимальное 150%.".
Согласно инструкции установлено: "Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, конструкций слов, символов, не отраженных настоящими требованиями, а так же требования отраженные в графе с требованиями Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.".
Комиссия УФАС установила, что инструкция не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слова "минимальное". Следовательно, значение показателя относительного удлинения при разрыве в соответствии с требованиями инструкции является значением показателя, которое изменению не подлежит.
Следовательно, в соответствии с инструкцией значение показателя относительного удлинения при разрыве в первой части заявки должно быть указано в неизменном виде: "минимальное 150%".
Согласно инструкции: "Если в настоящих требованиях установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из допускаемых настоящими требованиями значений, такие требования установлены с использованием слов "либо" или "или" или символа "\".".
В соответствии с инструкцией участник закупки вправе выбрать одно из значений показателя марки резиновой пластины: ТМКЩ или МБС.
В соответствии с п. 1.3.1 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" физико-механические показатели резин и пластин должны соответствовать нормам, указанным в табл.5 и 6.
В соответствии с Таблицей 5 ГОСТ 7338-90 минимальным значение показателя относительного удлинения при разрыве для марки ТМКЩ составляет 250%.
Таким образом, в соответствии с требованиями документации участник закупки вправе указать значение показателя марки резиновой пластины - ТМКЩ. При этом участник также указать значение показателя относительного удлинения при разрыве в неизменном виде - минимальное 150%, при этом данное значение не соответствует ГОСТ 7338-90, требование о соответствии которому установлено Заказчиком.
Следовательно, согласно положениям документации участник закупки обязан указать марку резиновой пластины МБС, так как указание в заявке марки ТМКЩ не будет соответствовать неизменяемому значению показателя относительного удлинения при разрыве.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые позволяют выбрать марку ТМКЩ, при этом неизменяемое значение показателя относительного удлинения при разрыве для данной марки является нестандартным. Также в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению первой части заявки, которая позволяет указать марку ТМКЩ, при этом не позволяет указать значение показателя относительного удлинения при разрыве в соответствии с ГОСТ 7338-90.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 
решила:
 1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 апреля 2018 г. по делу N 44-1707/18
 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ


 
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1707/18 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
 1. Заказчику - СПб ГБУЗ "Г" - и его аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200030618000015;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200030618000015;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372200030618000015 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200030618000015 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы.
3. Оператору электронной площадки -АО "Е":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.