Решение по делу 44-148/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 44-148/15 о нарушении законодательства о закупках

22.01.2015Санкт-Петербург

 

 

       Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

       в присутствии представителей:

       СПб ГБУЗ «Николаевская больница» (далее – Заказчик):

       ООО «Строй Эксперт» (далее – Заявитель):

 

       рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 533 от 15.01.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукционана выполнение работ по капитальному ремонту помещений ЦСО для нужд СПб ГБУЗ «Николаевская больница» в 2015 году(далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1
ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.12.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200014214000267. Начальная (максимальная) цена контракта – 7 089 450,25 рублей.

В жалобе ООО «Строй Эксперт»указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении документации об аукционе с нарушениями требований законодательства о контрактной системе.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правила объективного описания объекта закупки в части указания цифровых значений показателей в виде сплошного текста прописью.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедолжна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Анализ документации об аукционе, в том числе, Приложения № 2 к Техническому заданию «Требования к товарам, используемых при выполнении работ»показал следующее.

При описании требований к характеристикам товаров, использующимся при выполнении работ, по ряду позиций Заказчиком использованы нестандартные характеристики, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, например: по позиции 1«Эмаль» установлены требования: «Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру должен быть не менее пятидесяти % и не более шестидесяти %. Укрывистость высушенной плени должна быть не менее пятидесятипяти г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С должна быть не более сорока восьми часов. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре (20±2) °С должна быть не менее шестидесяти и не более ста двадцати. Массовая доля нелетучих веществ должна быть более пятидесяти одного % и менее шестидесяти семи %. Степень перетира должна быть менее двадцати шести мкм. Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1 должна быть не менее сорока см. Эмаль должна соответствовать ГОСТ 6465-76».

В государственных стандартах значения показателей указываются в цифрах, в свою очередь Заказчик при описании требований к товарам указывает цифровые значения показателей в виде сплошного текста прописью, что может привести к ограничению возможного круга поставщиков, поскольку данное обстоятельство усложняет процедуру заполнения заявки на участие в электронном аукционе, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.

Данная позиция подтверждается требованиями ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам», в соответствии с п. 4.2.9 которого в тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1
ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.

2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к товару по позиции 1«Эмаль» Приложения № 2 к Техническому заданию «Требования к товарам, используемых при выполнении работ», не позволяющих определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, потребностям Заказчика.

К данному товару Заказчиком установлено следующие требования: «Сорт эмали должен быть первый или высший. Цвет должен быть красный или серый, или зеленый, или светло-серый. Эмаль должна соответствовать ГОСТ 6465-76». При этом согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки участники выбирают конкретное значение для такого вида показателей. Все допустимые требованиями документации об аукционе значения, которые соответствуют ГОСТ 6465-76 «Эмали ПФ-115. Технические условия» соответствуют потребностям Заказчика, таким образом, данный довод жалобы признан несостоятельным.

3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

К товару по позиции 4 «Плитка керамическая напольная» Заказчиком установлены следующие требования: «Ширина должна быть 45 см, длина должна быть менее 50 см. Плитка должна соответствовать стандартам ГОСТ 6787-2001».

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 6787-2001 «Плитки керамические для полов. Технические условия» такие показатели, как «Ширина» и «Длина», измеряются в единицах измерения – миллиметрах (мм).

Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования показателей (единиц измерения) отличных от соответствующего государственного стандарта, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

4. Также к данному товару Заказчиком установлены следующие требования: «Керамическая плитка должна быть квадратной формы. Ширина должна быть 45 см, длина должна быть менее 50 см».

Поскольку плитка должна быть квадратной формы и Заказчиком установлен размер одной из его сторон (ширина должна быть 45 см), следовательно, значение показателя его длины также должно составлять «45 см». Требование Заказчика к значению показателя «длина» допускает использование при выполнении работ плитки прямоугольной формы (со значением показателя «Ширина» равным 49, 48 см и др.), что противоречит требованиям документации об аукционе.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1
ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.

5. К товару по позиции 4 «Плитка керамическая напольная» Заказчиком установлены следующие требования: «Керамическая плитка должна быть неглазурованной.Водопоглощение должно быть менее 5 %. ГОСТ 6787-2001».

В соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ 6787-2001 «Плитки керамические для полов. Технические условия» значение показателя «Водопоглощение» для неглазурованных плиток составляет «не более 3,5 %». Таким образом, Заказчиком установлено требование к значению данного показателя, выходящее за рамки, установленные государственным стандартом.

Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, касающихся технических и качественных характеристик данного товара, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Выявленные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания обих устранении.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Строй Эксперт» частично обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правила объективного описания объекта закупки, и об использовании им при описании объекта закупки нестандартных показателей (единиц измерения), а также нестандартных требований, касающихся технических и качественных характеристик по ряду товаров без обоснования необходимости их использования.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе..

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.