Решение по делу № 44-176/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-176/15 о нарушении законодательства о закупках

22.01.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия УФАС) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 690 от 16.01.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на реконструкцию магистральной тепловой сети по ул. Савушкина от ТК-22к4 до ТК-22к6 пересечение Яхтенной ул. (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 25.11.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006914000201.

Начальная (максимальная) цена контракта – 47 283 316,26 рублей.

Заявитель обжалует действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По итогам электронного аукциона (изв. № 0372200006914000201) определен победитель ООО «СК «Северо-Запад».

26 декабря 2014 года ООО «СК «Северо-Запад» направило в адрес Заказчика через электронную площадку подписанный проект государственного контракта с приложением банковской гарантии № 06/14/GAR/CII6 от 25.12.2014, выданной ОАО «Гранд Инвест Банк».

31 декабря 2014 года в адрес ООО «СК «Северо-Запад» Заказчиком направлен протокол разногласий № 1, в котором пункт 6.17 изменен на следующую редакцию: «6.17В обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту Подрядчик предоставил банковскую гарантию №06/14/GAR/CII6 от 25.12.2014г., выданную ОАО «Гранд Инвест Банк», в размере 14 184 994,00 (четырнадцать миллионов сто восемьдесят четыре тысячи девятьсот девяносто четыре) рубля 00 копеек, что составляет 30% начальной (максимальной) цены контракта». Таким образом, Заказчик принял банковскую гарантию, признал её соответствующей нормам гражданского законодательства и аукционной документации и включил предоставленную банковскую гарантию №06/14/GAR/СПб от 25.12.2014 в текст государственного контракта в качестве обеспечения исполнения обязательств по настоящему контракту со стороны ООО «СК «Северо-Запад».

31 декабря 2014 года ООО «СК «Северо-Запад» подписало направленный протокол разногласий о включении в государственный контакт реквизитов (номера и даты, наименования банка) выданной банковской гарантии и подписанный проектгосударственного контракта с прикрепленной банковской гарантией отправило в адрес Заказчика.

14 января 2015 года ООО «СК «Северо-Запад» узнало о вынесении Протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.

Представитель Заказчика пояснил, что не согласен срешением СПБ ГКУ «Управление заказчика» о признании ООО «СК «Северо-Запад» уклонившимся от заключения государственного контракта, оформленным протоколом от 14.01.2015 года.

Представитель Заказчика считает, что указанный протокол является незаконным,так как согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки может содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами,предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8.3.1. аукционной документацииЗаказчика на право заключения контракта Санкт-Петербурга на выполнение работа по реконструкции магистральной тепловой сети по улице Савушкина от ТК-22к4 до ТК-22к6 — пересечение Яхтенной улицы в 2014 году для государственных нужд Санкт-Петербурга, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 8.3.10.1. аукционной документацииЗаказчика в качестве исполнения контрактов принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  1.  сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона;
  2.  обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3.  обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  4.  условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5.  срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 96 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  6.  отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7.  установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013     № 1005 «О банковских гарантиях,используемых для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Банковская гарантия №06/14/GAR/CII6 от 25.12.2014г., выданная ОАО «Гранд Инвест Банк» содержала все вышеперечисленные условия.

Так, согласно пункту 1 указанной банковской гарантии «Открытое акционерное общество по просьбе Общества с ограниченной ответственностью «СК «Северо-Запад» дает в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (далее - «Бенефициар»), обязательство уплатить по первому письменному требованию Бенефициара денежную сумму в пределах 14 184 994 (Четырнадцать миллионов сто восемьдесят четыре тысячи девятьсот девяносто четыре) рубля 00 копеек в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по выполнению работ по Реконструкции магистральной тепловой сети по ул. Савушкина от ТК-22к4 до ТК-22к6 - пересечение Яхтенной ул. (далее - Контракт) на основании результатов размещения государственного заказа (№ извещения 0372200006914000201) путем проведения открытого аукциона в электронной форме (Протокол подведения итогов электронного аукциона №3 от 16.12.2014 года), в том числе выполнение Принципалом предусмотренных Контрактом работ в объеме выданного Бенефициаром аванса и/или возврат Принципалом неиспользованного аванса Бенефициару в установленные Контрактом сроки (далее - Основное Обязательство)».

Принимая решение о признании ООО «СК «Северо-Запад» уклонившимся от заключения государственного контракта и отклоняя банковскую гарантию Заказчик указал:«Представленная ООО «СК «Северо-Запад» банковская гарантия №06/14/GAR/СПб от 25.12.2014 не соответствует следующим условиям:

- в банковской гарантии отсутствует отлагательное условие, предусматривающее заключение договора банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

- банковская гарантия не соответствует требованиям п. 2 приложения 6Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1435 от 20.10.2010 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт- Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы».

Банковская гарантия №06/14/GAR/СПб от 25.12.2014 содержит отлагательное условие. Так, отлагательное условие означает, что договор между банком и поставщиком может быть подписан после заключения контракта с заказчиком, но гарантия предоставляется раньше. Банковская гарантия №06/14/GAR/СПб вступила в силу с 25 декабря 2014 года, то есть ДО заключения государственного контракта, следовательно, отлагательное условие банковской гарантии выполнено и содержится в самой банковской гарантии.

Банк ОАО «Гранд Инвест Банк», по данным Министерства финансов Российской Федерации, находится в Перечне банков, соответствующих требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.11.2014 для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Актуальная информация находится в сети Интернет по адресу: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/11/main/Perechen­_Bankov_01.11.14.pdf.

На основании пункта 8.3.12. Документации об аукционе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1.  отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
  2.  несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в подпунктах 8.3.10.2 и 8.3.10.3 пункта 8.3 настоящего раздела части I документации об аукционе;
  3.  несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации о закупке.

Указание Заказчика, что банковская гарантия не соответствует требования п. 2 приложения 6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1435 от20.10.2010, является незаконным в силу следующего:

  1. Подобное основание не предусмотрено пунктом 8.3.12. Документации об аукционе, следовательно, на Заявителя возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные аукционной документацией и действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-54795/2013 от 18 июня 2014 года признан недействующим,как не соответствующий Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» пункт 2 Приложения № 6к Положению об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт- Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы, утвержденному постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 1435 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт- Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы».

Представленная ООО «СК «Северо-Запад» банковская гарантия№06/14/GAR/СПбот 25.12.2014г. соответствует требованиям гражданского законодательства и аукционной документации.

Учитывая, что ООО «СК «Северо-Запад» добросовестно исполнило все свои обязательства по заключению государственного контракта и предоставлению надлежащего обеспечения исполнения государственного контракта, решение о признании ООО «СК «Северо-Запад» уклонившимся от заключения государственного контракта является незаконным.

Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба является обоснованной.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о размещении закупок.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СК «Северо-Запад»обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Заказчика и его аукционной комиссии.