Решение по делу № 44-257/16 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-257/16 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

22.01.2016Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Дом писателя» (далее – Заказчик);

в отсутствие представителей:

ООО «СпецУниверсал» (далее – Заявитель): уведомленного о дате и времени заседания Комиссии УФАС;

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 821-ЭП/16 от 15.01.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона выполнение ремонтных работ на объекте культурного населения (памятнике истории и культуры) регионального значения по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 29/66, помещение 3-Н (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 11.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200004116000002.

Начальная (максимальная) цена контракта – 13 732 581,00 рублей.

В жалобе ООО «СпецУниверсал» указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

1. П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пп. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) и Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 года № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», деятельность по выполнению ремонтных работ на объектах культурного наследия подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» установлен перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о лицензировании, в лицензию включается сведения о  лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указаны виды работ по сохранению объектов культурного наследия, которые должны содержаться в лицензии.

Виды работ следующие:

  1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

  2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

  3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.

  4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.

  5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.

  6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.

  7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.

  8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.

  9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.

  10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.

  11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.

  12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.

  13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.

  14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.

  15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.

  16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.

  17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.

  18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.

  19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.

  20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.

  21. Реставрация и воссоздание позолоты.

  22. Реставрация и воссоздание керамического декора.

  23. Реставрация и воссоздание мозаики.

  24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.

  25. Реставрация и воссоздание графики.

  26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.

  27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.

  28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.

  29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово- паркового искусства.

  30. Приспособление инженерных систем и оборудования.

  31. Приспособление систем электрообеспечения.

В аукционной документации Заказчиком установлено требование о соответствии участников следующим требованиям и предоставления следующих документов и информации:

«Наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012г. № 349».

В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) либо собственной действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по видам работ.

Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с п. 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Перечень) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно данному Перечню, установлено 53 вида работ, требующих выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к таким видам работ.

В аукционной документации Заказчиком установлено требование о соответствии участников следующим требованиям и предоставления следующих документов и информации:

«Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на осуществление видов работ в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624».

В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске по видам работ.

Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком, в Приложении 4 к Техническому заданию документации о закупке установлено требование: «Недопустимо указание диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей»

Вместе с тем, Заказчиком в Разделе 8 «Порядок и инструкция заполнения формы «Сведения о функциональных, технических, эксплуатационных характеристиках используемых в строительстве материалов» Требования к техническим характеристикам материалов, рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявок на участие в электронном аукционе» Части Ш «Техническое задание» установлено требование:

«Если показатель (характеристика) указан в диапазонном обозначении с использованием словосочетания «диапазон значений», то участник должен представить характеристику в виде диапазонного обозначения - предоставив минимальное и максимальное значения показателя».

Как подтверждается доводом жалобы, данное противоречие может привести к неправильному заполнению первой части заявки потенциальными участниками, не позволяя определить потребности Заказчика и злоупотреблением со стороны аукционной комиссии при оценке заявок на участие в закупке.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.

Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СпецУниверсал» обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком незаконных требований к участникам закупки, в части требований свидетельств о допуске на отдельные виды работ.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.