РЕШЕНИЕ от 4 апреля 2018 г. по делу № 44-1655/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2018 г. по делу № 44-1655/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 9" (далее - Заказчик):
ООО "А" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7821-ЭП/18 от 28.03.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку мебели для жилых помещений (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 Извещение о проведении конкурса размещено 28.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200003518000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 548 544,32 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части отклонения его конкурсной заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.03.2018 N ПРО1 конкурсная заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, предоставленная участником в составе конкурсной заявки не соответствует форме приложения N 6 к Специальной части, установленной Заказчиком в конкурсной документации. В форме "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации", представленной участником закупки в составе конкурсной заявки, по позиции N 4 "Металлический стул с гальваническим покрытием, сиденье МДФ, цвет дуб беленный" отсутствует указание на соответствие прутка, из которого будет изготовлена спинка металлического стула, нормативно-техническому документу, по позиции N 8 "Система Обеденный стол" отсутствует указание на соответствие профильной трубы, из которого будет изготовлен каркас нормативно-техническому документу. Заявка участника закупки признана несоответствующей требованиям конкурсной документации, вследствие чего участник закупки не допускается к участию в открытом конкурсе (основание для отклонения заявки - ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе).".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении закупки и конкурсной документации Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В разделе 7 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию конкурсной заявки: "Декларация принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона по формам Приложения N 6 или N 7 к специальной части конкурсной документации.".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что Заявителем представлена декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным Заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, не в соответствии с Приложением N 6 или Приложением N 7, что противоречит инструкции по заполнению конкурсной заявки.
На основании изложенного, у конкурсной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отклонения конкурсной заявки Заявителя в связи с ее несоответствием требованиям документации о закупке.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении закупки и конкурсной документации Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В разделе 7 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию конкурсной заявки: "Декларация принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона по формам Приложения N 6 или N 7 к специальной части конкурсной документации.".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Таким образом, формой заявки на основании ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе является, требования к которой должны быть установлены Заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе является письменная форма или электронная.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлена форма декларации о соответствии участника закупки требованиям ст. 30 Закона о контрактной системе, а также не установлено требование о декларировании такого соответствия по форме, установленной в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 30, пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участники закупки обязаны декларировать соответствие ограничениям в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП и СОНО, при этом форму такого декларирования участник выбирает самостоятельно, так как данные нормы не содержат указание на обязательное предоставление декларации по форме, установленной в документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в конкурсной документации требования о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям по форме, утвержденной в конкурсной документации.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является основанием для отклонения конкурсной заявки Заявителя.
Следовательно, выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 
решила:
 1. Признать жалобу ООО "А" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 апреля 2018 г. по делу N 44-1655/18
 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ


 
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1655/18 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
1. Заказчику - СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 9" - и его конкурсной комиссии устранить нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки с номером извещения N 0372200003518000004;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200003518000004;
- внести изменения в документацию о закупке, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения N 0372200003518000004 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200003518000004 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.