РЕШЕНИЕ от 21 октября 2019 г. по делу № 44-4916/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "С" (далее - Заказчик):
ООО "А" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30386-ЭП/19 от 14.10.2019)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ (оказание услуг)
по техническому обслуживанию воздушных судов, имеющихся у Заказчика, на аэродроме Орск (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 07.10.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100043919000060. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 416 469, 51 рублей.
В жалобе ООО "А" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в установлении требований о наличии у участника производственных мощностей;
- в установлении ненадлежащего срока оказания услуг, не позволяющего надлежащим образом оказать услуги, являющиеся предметом закупки;
- в установлении некорректного требования к гарантийному сроку;
- в сокращении срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться При этом, соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из содержания документации об аукционе следует, что в приложении N 2 к техническому заданию Заказчиком описан объект рассматриваемом закупки.
В частности, Заказчиком установлено, что при оказании услуг исполнитель должен предоставить места в ангаре для хранения ВС вне выполнения ТО* (по заявкам Заказчика на конкретные ВС) сут./на 1 место ВС(единица измерения) 30 (объем).
*Услуга предоставляется одновременно с услугой периодического ТО ВС. Максимальное количество предоставляемых одновременно мест в ангаре для хранения ВС вне выполнения ТО - 2 места в сутки.
Из содержания документации следует, что при оказании услуг по ремонту воздушных судов исполнитель по контракту должен обеспечить их хранение в надлежащих для этого местах.
При этом документация об аукционе не содержит требований к ангарам (местам хранения), равно как не содержит требований к месту расположения указанных мест, равно как не содержит требования о наличии у участника закупки права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
В качестве обоснования позиции Заявитель указывает, что на территории аэропорта Орск имеется лишь одно здание, которое соответствует требованиям Заказчика, принадлежащее ГУП "М".
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, в нарушение ч. 9 ст. 105 подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о наличии у участника на праве собственности определенных производственных мощностей. При этом Комиссия УФАС отмечает, что установленное Заказчиком требование об обеспечении хранения воздушных судов на время оказания услуг не может расцениваться как требование к производственным мощностям Заказчика, поскольку по своему смыслу связано с предметом закупки и позволяет обеспечить надлежащее исполнение условий контракта.
Кроме того, Заявителем также не представлено доказательств, что указанное им помещение является единственным, и хранение воздушных судов не может быть осуществлено на территории вне аэропорта г. Орск.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части доводы Заявителя являются необоснованными, а в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе.
В части доводов Заявителя о том, что действия Заказчика нарушают требования ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия УФАС отмечает, что вопрос оценки действий Заказчика на предмет их соответствия требованиям указанного закона не относится к компетенции Комиссии УФАС по настоящему делу и может быть рассмотрен антимонопольным органом по заявлению лица, поданном в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона, а также документации об аукционе следует, что Заказчиком установлен срок оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки - 12 месяцев с даты заключения контракта.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих невозможности оказания услуг надлежащего качества в указанные в документации сроки, равно как доказательств, подтверждающих, что указанный срок ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя также Комиссия УФАС находит необоснованным.
3. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование к гарантийному сроку, который составляет один год, либо 100 часов налета после выполнения работ по ТО соответствующих узлов, комплектующих изделий, функциональных систем воздушного судна, что наступит ранее.
Также Заказчиком установлено, что исполнение гарантийных обязательств может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе в порядке, установленном настоящим Контрактом, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Исполнителем самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный Контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует наличие в составе документации требований к гарантийному сроку, позволяющих определить время окончания всех обязательств по контракту, что позволяет представить в качестве обеспечения гарантийных обязательств по контракту банковскую гарантию. Доказательств обратного Заявителем также не представлено.
Таким образом, Комиссия УФАС находит довод Заявителя о невозможности представления в качестве обеспечения гарантийных обязательств банковской гарантии необоснованным.
4. Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как уже было установлено, извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 07.10.2019.
Таким образом, исходя из положения ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, датой окончания приема заявок должно быть 15.10.2019.
Вместе с тем, Заказчиком установлен иной срок окончания приема заявок на участие в аукционе - 14.10.2019. При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.
5. Вместе с тем, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.