Решение о нарушении законодательства о контрактной системе по делу № 44-4924/17

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

 

Решение
о нарушении законодательства о контрактной системе по делу № 44-4924/17

11.12.2017Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» (далее – Заказчик):
в отсутствие представителей ООО «Клипер» (далее – Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 28782-ЭП/17 от 24.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке и дезинфекции вещевого и санитарно-хозяйственного имущества для нужд Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0372100024517001029. Начальная (максимальная) цена контракта – 58 068 308,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. Заявитель в доводах жалобы 1, 5, 13 указал на необъективное описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки  (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Например, согласно п. 1 «Средство  для  удаления  кровяных  (в  том  числе  застарелых), белковых, жировых загрязнений » Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «Белизна порошка не ниже 60%. Средство белое порошкообразное или пастообразное; жидкое.».
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанные требования носят противоречивый характер.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 1.4 Части I документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: «в случае использования «или», «/», «;» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования «и/или» -  одно или несколько значений через запятую. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. В случае указания в заявке коррелирующих и(или) агрегирующих показателей, должны указываться показатели, удовлетворяющие потребностям заказчика, и соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями.».
Следовательно, в случае выбора участником закупки товара под № 1, который находится в жидком агрегатном состоянии, показатель белизны порошка в первой части заявки не предоставляется.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В части доводов по п.п. 5 и 13 жалобы, согласно которым оказание услуг в соответствии с требованиями Заказчика, по мнению Заявителя, приведет к ухудшению качества услуг или делает невозможным оказание услуг в соответствии с требованиями документации, Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих данные доводы.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Согласно доводам жалобы 8, 9 и 14, Заявитель указал на установление в документации о закупке требований к товарным знакам без указания слов «или эквивалент».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Например, согласно п. 19 Приложения № 3 к Техническому заданию, Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «массовая доля этилендиаминтетраацетат (трилон В) натрия не более 0,5%».
Согласно разделу 3 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: «Все содержащиеся в техническом задании товарные знаки сопровождаются словами «или эквивалент». Эквивалентность (аналогичность) материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с требованиями действующего законодательства.».
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.
3. Заявитель в доводах жалобы 2, 4, 7 указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу 2 «Требования к качеству и безопасности услуг, к их техническим и функциональным, эксплуатационным характеристикам» Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии услуг ГОСТ Р 52488-2005 «Средства для стирки.  Общие технические условия.».
Например, согласно п. 2 «Детергент щелочной жидкий» Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: «значение рH – с 11,5 по 13,2 (для 1%-ного раствора в умягченной воде).».
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ Р 52488-2005 не содержит показатель значения pH для 1%-ного раствора в умягченной воде.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости такого показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно доводу жалобы 12, Заявитель указал на установление нестандартных требований к конкретным показателям товара, которые не соответствуют МУ 3.5.736-99.
Согласно п. 21 «Порошок стиральный» Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: «должно быть предназначено для ручной и машинной стирки бытовых текстильных изделий, изделий личной гигиены и одежды из хлопчатобумажных, шерстяных и синтетических тканей.».
В соответствии с п. 1.1 МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях» установлено следующее: «Настоящие указания предназначены для медицинского и инженерно-технического персонала лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. инфекционного профиля, занимающегося подготовкой и обработкой белья в больничных прачечных, а также работников госсанэпидслужбы.».
Вместе с тем, предметом закупки является оказание услуг по стирке и дезинфекции вещевого и санитарно-хозяйственного имущества, которые осуществляет исполнитель по контракту, не являющийся лечебно-профилактическим учреждением.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Заявитель в доводах жалобы 3, 11 указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 7 «Порошкообразный отбеливатель» Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: «под воздействием активных компонентов белье становится гигиенически чистым и свежим.».
Комиссия УФАС приходит к выводу, что данное требование к товару не характеризует товар, не определяет качественные, функциональные, технические или эксплуатационные показатели товара и не выражено значением, позволяющим определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель в доводах жалобы 6, 10 указывает на установление требований к конкретным показателям товаров, которые не влияют на качество оказываемых услуг.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Например, согласно п. 8 «Жидкое средство для дезинфекции» Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: «коэффициент светопропускания должен быть не менее 20%.».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком оспариваемые показатели не являются стандартными для данного вида товаров, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и не позволяют надлежащим образом заполнить первую часть заявки, а также не оказывают влияние на качество оказываемых услуг.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
6. Согласно доводу 15 жалобы Заявитель указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 29 Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: «массовая доля активного кислорода/сульфита натрия не более 22 %.».
Согласно инструкции Заказчиком установлены, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки: «в случае установления требования к значению показателя в Приложении № 3 к Техническому заданию с применением слов/знаков «или», «и/или», «/», «;» (за исключением случаев: когда знак «/» стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби; при указании марки товара) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при оказании услуг, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования «или», «/», «;» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования «и/или» -  одно или несколько значений через запятую. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Характеристики товара (материала), являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (-ой) стоит знак «:», и при этом вариативные значения товара, разделены между собой знаками: «,» и/или «;» - участником закупки, должны быть указаны все значения или характеристики установленные Заказчиком для данного вида показателей. Показатели, установленные для других альтернативных значений, участник вправе не указывать либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: «не определяется», «не нормируется», «Х».».
Согласно доводам Заявителя, оспариваемый показатель не является взаимозаменяемым или альтернативным.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием знака «/», при этом инструкция не содержит указание на то, что указанные показатели являются или должны являться взаимозаменяемыми. Указанные показатели являются альтернативными значениями, исходя из требований инструкции, и не подразумевают альтернативность по функциональным или техническим показателям.
На основании изложенного, инструкция по заполнению первой части заявки позволяет заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностью Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Клипер» частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей, а также показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трёх месяцев со дня принятия.