На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон
о контрактной системе) комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях
ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки)
при проведении ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми
(далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронных аукционов на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств отечественного производства в рамках государственного оборонного заказ (номер извещения 0307100020219000025) (далее - Аукцион N 1), на оказание услуг по техническому обслуживанию
и ремонту грузовых автотранспортных средств и автобусов в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0307100020219000030) (далее - Аукцион N 2), на обслуживание и ремонт грузовых автотранспортных средств и автобусов в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0307100004119000011)
(далее - Аукцион N 3) (далее - Аукционы), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона
о контрактной системе,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов.
Из обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно взыскавшего плату за участие в Аукционах, превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 г. N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
В соответствии с извещением о проведении Аукционов, документацией об Аукционах, протоколами, составленными при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
1) извещения о проведении Аукционов размещены в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС): Аукцион N 1-20.03.2019, Аукцион N 2-12.04.2019, Аукцион N 3-30.04.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта: Аукцион N 1 - 600 000 руб., Аукцион N 2-400 000 руб., Аукцион N 3-200 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах: Аукцион N 1-28.03.2019, Аукцион N 2-22.04.2019, Аукцион N 3-08.05.2019;
4) общая начальная (максимальная) сумма цен единиц товара, работы, услуги: Аукциона N 1-93 844 304,05 руб., Аукциона N 2-10 146 521,04 руб., Аукциона N 3-10 146 521,04 руб.;
5) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки от участников закупки, на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки от участников закупки, на участие в Аукционе N 3 подана 1 заявка от участника закупки;
6) к участию в Аукционе N 1 допущено 3 участника закупки, к участию в Аукционе N 2 допущено 2 участника закупки, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион N 3 признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника Аукциона;
7) дата проведения Аукциона N 1-01.04.2019, дата проведения Аукциона N 2-25.04.2019, дата проведения Аукциона N 3-13.05.2019;
8) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки, в период проведения Аукциона N 2 предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) победителем Аукциона N 1 признано ООО "А" с минимальным предложением о цене единиц товара, работы, услуги - 46 941 587,17 руб., победителем Аукциона N 2 признано ООО "А" с минимальным предложением о цене единиц товара, работы, услуги - 4 904 851,79 руб.
Частью 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено, что допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем, в том числе, проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - плата).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 564 утвержден предельный размер платы в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость. В случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тысячи рублей.
Согласно извещениям о проведении Аукционов закупки проводились в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Из обращения Заявителя следует, что Оператором электронной площадки по факту заключения контрактов по итогам Аукционов со счета Заявителя списана плата в размере, превышающем предельный размер, установленный Постановлением N 564, на 2 400 руб.
В соответствии с положениями Постановления N 564 при взимании платы за участие в Аукционе с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы НДС общий размер взимаемой платы не должен превышать более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тысячи рублей.
В соответствии с письмом от 10.12.2019 N 111, предоставленным на заседание Комиссии, Оператор электронной площадки согласился с доводами и сообщил, что нарушение устранено посредством возврата излишне списанных денежных средств Заявителю.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе в действиях Оператора электронной площадки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе Оператором электронной площадки устранено, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.