РЕШЕНИЕ от 14 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1009 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
выбор способа закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1009 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП А. (далее - Заявитель) на действия ФКЦ "Ф" при проведении Заказчиком запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска.Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1375+000 - км 1401+000, Республика Башкортостан (I этап II пусковой комплекс ПК 0+00 - ПК 142+50 и I этап III пусковой комплекс ПК 142+50 - ПК 164+00) (номер извещения 0301100012718000093) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки всоответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно проведена закупка в рамках Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложений вместо электронного аукциона;
3. Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 14.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 31.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 850 987 849 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 06.08.2018;
5) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
6) победителем Запроса предложений признано АО "С";
7) 13.08.2018 заключен государственный контракт N 7/288 с АО "С" по цене 6 850 874 849 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно проведена закупка в рамках Закона о контрактной системе, поскольку ранее закупка проводилась в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
При этом, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, в том числе при:
принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов; разъяснении положений документации о торгах; осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок; заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся; осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
На заседании Комиссии установлено, что основанием проведения настоящей закупки является односторонний отказ от исполнения государственного контракта N 0301100012713000168-0000795-01 от 12.12.2013, заключенного между АО "В" и Заказчиком.
Кроме того, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Запроса предложений размещено 31.07.2018, то есть после вступления в силу Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего извещение о проведении Запроса предложений в рамках Закона о контрактной системе, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Кроме того, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено проведение повторного Запроса предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе установлен перечень случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
При этом, частью 19 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 27.04.2018 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений с реестровым номером извещения 0301100012718000064, признанный несостоявшимся в соответствии с протоколом проведения запроса предложений от 03.05.2018 N ПП1 на основании, предусмотренном частью 19 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в связи с тем, что запрос предложений с номером извещения 0301100012718000064 признан несостоявшимся, Заказчиком внесены изменения в план-график и размещено извещение о проведении настоящего Запроса предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на иномзаконном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно установлено требование о предоставлении копий выполненных контрактов (договоров) с приложениями, при этом стоимость каждого из контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему Запросу предложений.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о Запросе предложений установлен, в том числе критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 1 заявки на участие в Запросе предложений содержит, в том числе показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" (далее - Показатель N 1) в рамках которого установлено следующее:
"Участник закупки подтверждает сведения по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" представленными в составе заявки копиями выполненных контрактов (договоров) с приложениями, актами выполненных работ по форме кс-2 и кс-3 на проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения заключенных за последние три года с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ, при этом стоимость каждого из контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему запросу предложений. К контрактам (договорам) должны отсутствовать требования об уплате неустоек (штрафа, пени)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление в документации о проведении Запроса предложений указанного порядка оценки связано с потребностью Заказчика и способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии установлено, что приложением 22 проекта государственного контракта документации о проведении Запроса предложений установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Вместе с тем, в документации о проведении Запроса предложений отсутствует указание на виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства N 570, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
5. Согласно части 17 статьи 83 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, предусмотренного частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии установлено, что Итоговый протокол от 07.08.2018 N ИП1 размещен в ЕИС 07.08.2018, вместе с тем, контракт заключен 13.08.2018, то есть на шестой день с даты размещения в ЕИС итогового протокола.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего контракт по результатам проведения Запроса предложений с нарушением установленного срока, нарушают часть 17 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 18 статьи 83 Закона о контрактной системе в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением опроведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, следующее: "Признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе".
На заседании Комиссии установлено, что на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки, при этом только одна заявка признана соответствующей документации о проведении Запроса предложений и Закону о контрактной системе.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что 13.08.2018 Заказчиком заключен государственный контракт N 7/288 с АО "С" по цене 6 850 874 849 рублей.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, Федеральная антимонопольная служба в связи с рассмотрением жалобы Заявителя 09.08.2018 направила требование Заказчику о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что телеграмма с указанным требованием получена Заказчиком 10.08.2018.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика 13.08.2018 Заказчиком заключен государственный контракт с АО "С" (копия государственного контракта представлена на заседании Комиссии представителем Заказчика), следовательно, Заказчиком не исполнено требование контрольного органа в части приостановления заключения контракта.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 17 статьи 83, пункт 25 части 1 статьи 93, части 7 статьи 106, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 14.08.2018 N 18/44/99/1009 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законо