РЕШЕНИЕ от 14 мая 2020 г. по делу № 077/06/57-8085/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.А.,
Ч. Комиссии:
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.,
специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV, представители ГБУ "А", ООО "Т" участвовали посредством конференц-связи,
рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "А" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации грунта для благоустройства территории после сноса (Закупка N 0173200024420000053) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N АК/26529/20 от 12.05.2020.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно отменена процедура осуществления закупки на этапе заключения государственного контракта.
В силу ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
При этом ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 26.03.2020 N 0173200024420000053 срок окончания подачи заявок установлен на 03.04.2020. Вместе с тем 20.04.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещено Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1.
Очевидно, что вышеприведенная хронология проведения закупочной процедуры свидетельствует о реализации Заказчиком права на отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Так, на основании Указа Президента Российской Федерации N 239 от 02 апреля 2020 г. "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 239) даты с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно являются нерабочими днями.
В то же самое время нерабочие дни, объявленные таковыми в частности вышеприведенным Указом Президента Российской Федерации N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям Указа Президента Российской Федерации.
Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.
Критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению которой даны Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности субъекта характер.
При этом признание распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий субъектов, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вышеизложенное подтверждается позицией, отраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года.
В рассматриваемом случае предметом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации грунта для благоустройства территории после сноса. Согласно п. 4 Информационной карты аукционной документации период оказания услуг установлен с 20.04.2020 г до 31.10.2020 г. В то же самое время очевидных обстоятельств отмены закупочной процедуры по причине невозможности исполнения контракта в рамках определенного Техническим заданием предмета закупки во взаимосвязи со сроком исполнения обязательств ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Комиссия Управления не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы и пояснил, что 20.04.2020 Заказчиком было получено поручение от 17.04.2020 N 18-25-342/20 заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Б. об отмене процедур согласно прилагаемого к письму перечня закупок, однако данная закупка, по мнению Заказчика, ошибочно попала в перечень. В то же самое время рассматриваемая закупка необходима Заказчику, поскольку предусматривает оказание услуг по вывозу и утилизации грунта после сноса, при этом лимиты бюджетных средств для ее проведения также у Заказчика имеются.
С учетом пояснений представителя Заказчика, а также в отсутствие доказательств наличия причинно-следственной связи между распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и возможностью заключения контракта, а также в отсутствие подтверждений полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания действий Заказчика по отмене закупочной процедуры соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе при реализации права на отмену закупочной процедуры за пределами сроков, установленных ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления также отмечает, что условиями статьи 8 проекта контракта предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, которая может быть реализована в том числе в случае объективного наличия влияния мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на исполнение обязательств по контракту.
Кроме того Комиссия Управления на основании положений ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе устанавливает возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств. При этом Комиссия Управления также отмечает, что на основании вышеупомянутой нормы срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Также необходимо отметить, что пп. "д" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" предусмотрено, что при направлении участнику закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт, проекта контракта (доработанного проекта контракта) заказчик вправе увеличить срок (сроки) исполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта, на срок, не превышающий срок, указанный в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" на действия ГБУ "А" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.