РЕШЕНИЕ от 17 июля 2018 г. по делу № 18/44/99/354 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

 

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2018 г. по делу № 18/44/99/354 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18
"О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение
ООО "З" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Метропролитен
им. В.И. Ленина" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кабельно-проводниковой продукции (номер извещения: 0173200001418000639) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,


 установила:


 В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава (компонентов) товара и результатов испытаний товаров, что ограничивает количество участников закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по товару кабель "MEDIASTRIP" не установлены технические характеристики эквивалентности товара;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд кабелей не соответствуют установленному в извещении об Аукционе коду ОКПД2.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 175 866 230,85 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -25.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
7) во время проведения Аукционе предложение о цене контракта подавали два участника закупки, снижение составило - 1,49% от начальной (максимальной) цены контракта;
8) победителем Аукциона признано ООО "О" с минимальным предложением о цене контракта - 1 158 228 237,40 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава (компонентов) товара и результатов испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 17.1. информационной карты документации об Аукционе в составе первой части заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо выразить согласие на поставку товара в рамках предмета закупки, без указания контрактных показателей товаров.
Пунктами 8 - 16, 27 - 32, 236 - 237 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к поставляемым в рамках объекта закупки кабелям, а именно "изоляция из этиленпропиленовой резины".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование к составу кабеля - изоляция из этиленпропиленовой резины, поскольку ограничивает количество участников закупки.
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требование к кабелям "изоляция из этиленпропиленовой резины" установлено в соответствии с потребностями Заказчика, а также в связи с высокими эксплуатационными нагрузками на электрические сети, при этом силовые кабели в энергетической структуре метрополитена должны обладать максимально возможными показателями, существующими в кабельной промышленности, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что ссылка Заявителя на альтернативный кабель ТЭВОКС является несостоятельной, поскольку при сравнительном анализе Научно-техническим советов ГУП "М" выявлен ряд характеристик кабеля ТЭВОКС уступающих характеристикам кабелю с изоляцией из этиленпропиленовой резины, а именно: дымообразование при горении и тлении у кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины составляет не более 16%, у кабеля ТЭВОКС не более 40%; показатель коррозийной активности продуктов дымогазовыделения при горении и тлении кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины составляет 0,5мг/г, у кабеля ТЭВОКС - 5 мг/г; предельно допустимая температура при протекании тока короткого замыкания у кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины до 200оС, у кабеля ТЭВОКС до 250оС и другие. При этом, установленная в документации об Аукционе характеристика кабеля "изоляция из этиленпропиленовой резины" обусловлена в получении максимально качественного товара, а именно кабелей.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по товару кабель "MEDIASTRIP" не установлены технические характеристики эквивалентности товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках объектам закупки поставляются, в том числе кабеля марки "MEDIASTRIP".
Пунктом 31 технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены, в том числе следующие требования к кабелю "КАБЕЛЬ MEDIASTRIP BHНГ(A)HF 10КВ 3X95/25 или эквивалент", а именно: "Кабель с медными жилами, силовой бронированный, с медным экраном, напряжением 10кВ, ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", пожаробезопасный, не распространяющий горение, безгалогенный с индексом нг(А)-HF с изоляцией из высокомодульной этиленпропиленовой резины, в наружной оболочке из трудногорючих полимерных композиций, с легкосъемным полупроводящим слоем по изоляции. Усилие, необходимое для отделения экструдированного электропроводящего экрана от изоляции, не менее 4Н и не более 45Н до и после старения согласно МЭК 60502-2, класс гибкости 2 согласно ГОСТ 22483-2012, плотность жилы не менее 98% - экран из медных проволок- минимальныйрадиус изгиба при прокладке соответствует 15DН, где DН расчетный наружный диаметр кабеля, мм. максимальный наружный диаметр кабеля DН не более 65 мм - влагостойкостью, эксплуатация при относительной влажности воздуха до 98%,- кабели проложены без предварительного подогрева при температуре не ниже 0 С, температура нагрева жил кабелей при эксплуатации не ниже 90°С, температура нагрева жил кабелей при коротком замыкании не ниже 250°С, предел распространения горения при групповой прокладке ПРГП1б (категория А); показатель дымообразования при горении и тлении ПД1;- показатель коррозийной активности ПКА1строительная длина на барабане, размером не более N 22: ширина не более 1200 мм, не менее 500 м Срок эксплуатации кабеля не менее 30 лет-количество жил -3 сечение жилы 95 мм2 - сечение экрана 25 мм2" и другие.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что из установленных Заказчиком характеристик к кабелям марки "MEDIASTRIP" не представляется возможным определить эквивалентный товар.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что товары, которые необходимо поставить в рамках предмета закупки сформированы, исходя из потребности Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Потенциальный участник закупки вправе предложить любую кабельную продукцию, соответствующую требованиям технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд кабелей не соответствуют установленному в извещении об Аукционе коду ОКПД2.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем, Комиссией не производилось рассмотрение указанного довод.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 02.07.2018 N 18/44/99/333 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования о предоставлении справки о цепочке собственников, а также части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении протокола второго этапа общественных обсуждения с нарушением срока. На основании Решения, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении государственного контракта исключить условие о предоставлении справки о цепочке собственников.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


 решила:


 1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 02.07.2018 N 18/44/99/333, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 02.07.2018 N 18/44/99/333 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.