Решение по делу К–937/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–937/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

05.08.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Диатон» (далее – Заявитель) на действия  Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,  ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов комплекса зданий Минэкономразвития России, г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3 (номер извещения 0173100008615000048) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Установленный в документации об Аукционе срок на выполнение работ не позволяет исполнить контракт в соответствии с документацией об Аукционе.

2. Условия о количестве смен, установленные в Техническом задании и Проекте организации строительства документации об Аукционе, не определены надлежащим образом.

3. В документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, необходимым при выполнении работ.

4. Не соблюден срок внесения изменений в план-график и размещение закупки на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 23.06.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта –  57 352 751,40 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

6) дата проведения Аукциона – 07.08.2015.

 

1. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого Аукциона.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Согласно документации об Аукционе сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до 15 декабря 2015 года.

В соответствии с пунктом 13.3 «Обоснование численности работающих и потребности во временных зданиях и сооружениях» Проекта организации строительства документации об Аукционе продолжительность строительства в 5, 5 месяцев установлена при общем числе работников, занятых на строительной площадке: 42 человека.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные в Проекте организации строительства документации об Аукционе нормативы по продолжительности работ при капитальном ремонте зданий в СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» и МДС 12-43.2008 «Нормирование продолжительности строительства зданий и сооружений» отсутствуют, в связи с чем расчетные сроки выполнения работ установлены в документации об Аукционе в соответствии с потребностями Заказчика и положениями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что исполнить контракт в установленный в документации об Аукционе срок выполнения работ невозможно.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно Техническому заданию документации об Аукционе «работы осуществляются ежедневно 7 (семь) дней в неделю, при двухсменном режиме».

В разделе «Методы производства работ в зимнее время» Проекта организации строительства документации об Аукционе установлено, что к основным мероприятиям, которые уменьшают затраты и сокращают продолжительность работ в зимнее время относится, в том числе уплотнение графика работ за счет совмещения отдельных процессов и организации работ в три смены.

В соответствии с пунктом 13.3 «Обоснование численности работающих и потребности во временных зданиях и сооружениях» Проекта организации строительства документации об Аукционе установлено, что строительные работы ведутся в 2 смены при общем числе работников, занятых на строительной площадке: 42 человека.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проведение работ в 3 смены в зимний период не является обязанностью подрядчика.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что условия о количестве смен, установленные в Техническом задании и Проекте организации строительства документации об Аукционе, определены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Техническое задание документации об Аукционе, опубликованное Официальном сайте, содержит сведения о максимальных и (или) минимальных значениях товаров (материалов), используемых при выполнении работ, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, необходимым при выполнении работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Особенности размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы утверждены приказом Заказчика и Казначейства России от 31.03.2015 № 182/7н, согласно которому внесение изменений в план-график, размещенный на Официальном сайте, осуществляется не позднее, чем за десять дней до дня размещения на Официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

Изменение в план-график в части проведения Аукциона утверждено 05.06.2015, опубликовано на Официальном сайте 08.06.2015.

Извещение о проведение Аукциона  опубликовано на Официальном сайте 23.06.2015.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что срок внесения изменений в план-график и размещение закупки на Официальном сайте не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пункт 120  «Мастика битумная кровельная горячая» Технического задания документации об Аукционе, устанавливает, в том числе, требования к товару: «Содержание пылевидного наполнителя, % по массе: не более 15».

Согласно пункту 56 раздела «Соответствие материалов вышеперечисленным ГОСТам» документации об Аукционе материал «Мастика битумная кровельная горячая» должен соответствовать ГОСТ 2889-80.

Вместе с тем, ГОСТ 2889-80 «Мастика битумная кровельная горячая» устанавливает требования к «содержанию пылевидного наполнителя в размере 25-30».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в пункте 120 раздела «Требования к качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ» Технического задания документации об Аукционе допущена техническая ошибка, вместе с тем, Заказчиком дано разъяснение положений документации об Аукционе от 30.07.2015, согласно которому при подготовке участником закупки первой части заявки на участие в Аукционе по пункту 120 «Мастика битумная кровельная горячая» значение показателя «Содержание пылевидного наполнителя, % по массе: не более 15» не будет учитываться и влиять на допуск участника закупки к проведению Аукциона.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что нарушение Закона  о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена Аукционной комиссией по указанному основанию.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Диатон» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 05.08.2015 № К–937/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.