Решение по делу № 44-520/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-520/15 о нарушении законодательства о закупках

25.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 3281 от 17.02.2015) на действия Заказчика http://zakupki.gov.ru при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытого конкурса на выполнение работ по ремонту дорог районов Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (далее – конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкюурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого конкурса размещено 06.02.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000011. Начальная (максимальная) цена контракта 203 409 374,46 руб.

Заявитель обжалует действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст.34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе, по результатамконкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.  

В п. 3 ч. 6Части Ш «Техническое задание» конкурсной документации указано: «В случае если победитель неявляется плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС».    

В п. 3.1 ч. 3 ЧастиIV «Проект контракта» также установлено:     «В случае применения Подрядчиком упрощенной системы налогообложения, согласно статье 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации, цена работ по Контракту НДС не облагается».

В Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой участником системы налогообложения.

Таким образом, контракт должен заключаться Заказчиком по цене, предложенной победителем конкурса вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 марта 2009 года № Д05-1097 также сделаны аналогичные выводы: «Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Если победитель аукциона находится на упрощенной системе налогообложения, то заполнение графы «НДС» прочерком не меняет условий контракта».

В письмах Министерства экономического развития Российской Федерации РФ от 27 сентября 2010 г. N Д22-1740, N Д22-1741 также указано: «Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере».

Очевидно, что требования, установленные Заказчиком в п. 3 ч. 6 Части III «Техническое задание» конкурсной документации, п. 3.1 ч. 3 Части IV «Проект контракта» противоречат действующему законодательству о контрактной системе и нарушают требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы является обоснованным.

2. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, при этом согласно ч. 12 ст. 51 Закона о контрактной системе конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется.

Также, в соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе в случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.

Таким образом, существует три возможных случая возврата заявок на участие в открытом конкурсе, при которых конкурсной документацией установлен порядок действия заказчика, уполномоченного органа, в случае наступления одного из случая, а именно:

Случай возврата заявокПорядок возврата заявок Заказчиком, уполномоченным органом
1.Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, без указания информации о подавшем ее лице, в том числе почтового адреса.Согласно подпункту 4.3.13 раздела 4 части I конкурсной документации конверт с заявкой не вскрывается. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется, при этом согласно подпункту 5.1.16. раздела 5 части I конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, хранится заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года. Часть 12 статьи 51, часть 15 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2.Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, с указанием на конверте с такой заявкой информации о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес.Согласно подпункту 4.3.13 раздела 4 части I конкурсной документации возвращается заказчиком. Часть 12 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3.В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота на этапе вскрытия конвертов, при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны.Согласно подпункту 4.3.6 раздела 4 части I конкурсной документации все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота не рассматриваются и возвращаются этому участнику. Часть 4 статьи 52 Закона о контрактной системе.

 

Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются, в связи с чем при наступлении одного из случая, описанного выше, Заказчик, уполномоченный орган возвращает заявку в порядке установленном конкурсной документацией, соответствующим конкретному случаю.

Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.

2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Следовательно, конкурсной документацией установлен срок, в течение которого заказчик, уполномоченный орган направляет (предоставляет) участнику закупки разъяснения положений конкурсной документации, при этом указанный запрос должен поступить к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.

3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта» (значимость критерия - 60%), «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (значимость критерия - 20%),«Квалификация участников закупки» (значимость критерия - 20%), при этом предельные величины значимости, а также порядок присвоения балов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлены в подпункте 2.1 пункта 11 части II конкурсной документации.

В пункте 2.1 части II конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». В отношении критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлены следующие показатели:

- качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки;

- качество работ, выраженное в наличии у участника закупки аттестованной испытательной лаборатории.

2.1. Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» предусмотрены показатели согласно таблице №1 Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

Значения, определенные в соответствии со шкалой оценки установлены в графе 5 таблицы № 1, при этом значимость показателя (коэффициент значимости) установлена графой 3 таблицы № 1, в связи с чем, на момент рассмотрения и оценки заявок, количество баллов будет присвоено согласно шкалы оценки и будет скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

Подпунктом 2.1. пункта 11 части II конкурсной документации установлен порядок оценки показателя «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки», а именно:

Оценка заявки участника по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки по форме приложения №3 к специальной части (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, а также предложений по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ и иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ.

Порядок заполнения формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» установлен разделом 13 части II конкурсной документации.

В случае, если участником в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов ни по одному из видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, а также отсутствуют предложения по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ, то, в соответствии с таблицей №1, участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки».

Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, а также отсутствие предложений по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ, трактуется как «Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта».

Предложение о качестве признается «предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов» в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, или содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, но при этом описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено не по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, и/или представлено не в полном объеме по одному или более видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, а также не представлены предложения по организации строительной площадки и/или по обеспечению техники безопасности производства работ и/или по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ или представленные предложения по организации строительной площадки и/или по обеспечению техники безопасности производства работ и/или по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ не соответствуют конкурсной документации.

Предложение о качестве признается «предложением о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, учитывающем все виды выполняемых работ» в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, при этом описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении № 5 к техническому заданию, а также представлены предложения по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ в соответствии с конкурсной документацией.

Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» по форме приложения №3 к специальной части, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленной на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан приложении №5 к техническому заданию с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, а также предложения по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, а также предложения по организации строительной площадки, по обеспечению техники безопасности производства работ, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при выполнении работ, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении №5 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлены показатели по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и Правилами. При этом заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок, который носит объективный характер и направлен на определение наиболее квалифицированного подрядчика по государственному контракту, что качества и тем самым не нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в выполнении работ надлежащего контрактной системе.

Следовательно, заказчиком соблюдены принципы создания равных условий для обеспечения конкуренции в целях выявления лучших условий выполнения работ.

Таким образом, данный довод является необоснованным.

Остальные доводы жалобы, также не нашли своего подтверждения.

Таким образом, жалоба является частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком возможности уменьшения платежей по контракту на размеры налоговых выплат.

При установленных обстоятельствах допущенное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «А.Ф.Б. сервис» частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком возможности уменьшения платежей по контракту на размеры налоговых выплат.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушениеч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках. 
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.

.